НА ГЛАВНУЮ Добро пожаловать на сайт журнала "Экономика и прогнрозирование"

№ 2021/2

Экономика в условиях современных трансформаций


ПУСТОВОЙТ Олег Валентинович1

1ГУ "Институт экономики и прогнозирования НАН Украины"

Ценовая и ценностная конкурентоспособность товарного экспорта Украины

Ekon. prognozuvannâ 2021; 2:7-31https://doi.org/10.15407/eip2021.02.007


АННОТАЦИЯ ▼

В экономической науке "конкурентоспособность" продолжает оставаться слишком общим понятием, и его использование в прикладных исследованиях не позволяет совмещать их результаты и прийти к однозначным выводам. Этот процесс также осложняется тем, что понятие является композитным и имеет две составные части – новую и ценностную конкурентоспособность. Последняя может выполнять роль индикатора качественных изменений в экономике. Однако этот аспект конкурентоспособности в развивающихся странах, пока остается без внимания ученых. Поэтому наверняка можно утверждать, что сегодня не существует исследований, в которых с высокой степенью точности удалось проанализировать ценностную конкурентоспособность экспорта в таких странах. Обычно экономисты сосредотачивают свои усилия на анализе экспортной ценовой конкурентоспособности и одном из основных ее факторов - обменном курсе национальной валюты. Однако этот подход имеет ограниченные познавательные возможности, потому что появление новых центров глобального роста, таких как Китай и Индия, невозможно объяснить, опираясь лишь на высокую ценовую конкурентоспособность их экспорта.
В статье предпринята попытка разрешить отдельные накопившиеся проблемы в экономической науке. В частности, на основе результатов анализа современных определений понятия "конкурентоспособность" предложено расширить его содержание, обобщив с его помощью уровень соответствия товара (услуги) потребительским предпочтениям участников рынка. Это концептуальное положение использовано для углубления понимания базовой, ценностной и ценовой конкурентоспособности продукции. Разработана методика оценки доминирующей роли ценностной / ценовой конкурентоспособности экспорта в обеспечении его динамики. По итогам апробации методики выявлено, что на экспортных рынках Украины циклический процесс поочередного роста ценностной или ценовой конкурентоспособности национальной продукции преимущественно прерван. Причиной этого является высокая ценовая конкурентоспособность сырьевого экспорта, которая достигается преимущественно за счет заниженного уровня оплаты труда в экономике.
На международных рынках ценностная конкурентоспособность присуща относительно небольшому числу товарных групп украинской продукции. Среди них: провода изолированные, кабели и другие изолированные электрические проводники; кабели волоконно-оптические; двигатели турбореактивные, турбовинтовые, газовые турбины), оружие, боеприпасы, их части и приборы; электронагревательные приборы и аппараты; суда, предназначенные для перевозки людей или грузов; буксиры и суда-толкачи; части летательных аппаратов; вагоны для перевозок пассажиров, грузов, в том числе самоходные; турбины на водяном паре и турбины паровые прочие; женская, мужская одежда. Обосновано, что с точки зрения поиска новой стратегии экономического роста Украины наибольшую актуальность приобретают вопросы не активизации экспортной деятельности, а обновления состава крупнейших экспортных товарных групп. Лидирующие позиции среди них должны занять товары с большой долей добавленной стоимости, повышенным уровнем технологической сложности и ценностной конкурентоспособности. Начало этого процесса будет означать появление новых качественных изменений в экономике, эффективность государственной политики по ее реформированию.

Ключевые слова:экспорт, импорт, товары, услуги, потребительские предпочтения, единичная стоимость, базовая, ценностная и ценовая конкурентоспособность, экономический рост


Статья на украинском языке (cтр. 7 - 31) ЗагрузитьЗагрузок : 307

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼