НА ГЛАВНУЮ Добро пожаловать на сайт журнала "Экономика и прогнрозирование"

№ 2019/4

Методы и модели прогнозирования


ТВЕРДОХЛЕБОВА Дина Викторовна1

1ГУ ”Институт экономики и прогнозирования НАН Украины”

Особенности построения индикаторов бюджетной устойчивости в Украине

Ekon. prognozuvannâ 2019; 4:24-55https://doi.org/10.15407/eip2019.04.024


АННОТАЦИЯ ▼

Для оценивания бюджетной устойчивости Европейская Комиссия использует индикаторы среднесрочной и долгосрочной бюджетной устойчивости S1 и S2. Показатели в формулах этих индикаторов формируются по методологии Европейской системы национальных и региональных счетов 2010 года в соответствии с Руководством Евростата по государственному дефициту и долгу. Украина формирует статистику государственных финансов в соответствии с Руководством МВФ по статистике государственных финансов в редакции 1986 года. Одноименные показатели статистики государственных финансов, сформированные по разным методологиям, имеют разный охват данных. Поэтому в Украине нельзя безоговорочно использовать формулы индикаторов бюджетной устойчивости S1 и S2, показатели которых формируются по европейской методологии. В статье индикаторы бюджетной устойчивости S1 и S2 адаптированы к статистике государственных финансов, сформированной по украинской методологии. Адаптированные индикаторы среднесрочной и долгосрочной бюджетной устойчивости S1а и S2а отличаются от своих европейских аналогов тем, что в них вместо показателя первичного сальдо бюджета используется показатель скорректированного первичного сальдо бюджета. Построены адаптированные индикаторы среднесрочной и долгосрочной бюджетной устойчивости S1ав и S2ав, которые учитывают валютную структуру государственного долга. Последние учитывают валютную структуру государственного долга и отличаются от адаптированных индикаторов бюджетной устойчивости S1а и S2а, которые не учитывают валютную структуру государственного долга, тем, что в них вместо фактической номинальной процентной ставки обслуживания государственного долга используется скорректированная фактическая номинальная процентная ставка обслуживания государственного долга. Разница между адаптированными среднесрочными индикаторами, которые учитывают и не учитывают валютную структуру государственного долга (S1ав–S1а), а также разница между адаптированными долгосрочными индикаторами, которые учитывают и не учитывают валютную структуру государственного долга (S2ав–S2а), показывают величины, на которые дополнительно нужно скорректировать расходы бюджета на обслуживание государственного долга для того, чтобы такие расходы отвечали целевой валютной структуре государственного долга в среднесрочном и долгосрочном периодах соответственно. На ретроспективных данных статистики государственных финансов Украины (2005–2018 гг.), сформированных по украинской методологии, показано, насколько ошибочными являются оценки среднесрочной бюджетной устойчивости, полученные с использованием европейской формулы индикатора среднесрочной бюджетной устойчивости S1, а также рассчитаны оценки дополнительного корректирования расходов Государственного бюджета Украины на обслуживание государственного долга Украины для разных сценариев формирования валютной структуры государственного долга Украины в 2006–2018 гг.

Ключевые слова:бюджетный разрыв, бюджетная устойчивость, индикаторы бюджетной устойчивости, валютная структура государственного долга


Статья на украинском языке (cтр. 24 - 55) ЗагрузитьЗагрузок : 449

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼