НА ГЛАВНУЮ Добро пожаловать на сайт журнала "Экономика и прогнрозирование"

№ 2019/1

Рынок: прогноз и конъюнктура


ПОДОЛЕЦ Роман Здиславович1, ЮХИМЕЦ Роман Сергеевич2

1ГУ "Институт экономики и прогнозирования НАН Украины"
2ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»

Альтернативные варианты введения транспортной тарифной модели «вход-выход» в Украине

Ekon. prognozuvannâ 2019; 1:86-108https://doi.org/10.15407/eip2019.01.086


АННОТАЦИЯ ▼

Соблюдение принципов свободного доступа к сетям на рыночных принципах, объективности отражения расходов системы, прозрачности и прогнозируемости работы участников рынка требует изменения правил тарифообразования на услуги транспортировки. Внедрение тарифной модели "вход-выход" призвано обеспечить достижение новых требований рынка и установления единых европейских правил ведения экономической деятельности. Изменение внутренней модели транспортировки газа обуславливает также изменение принципов тарифообразования на услуги, предоставляемые оператором ГТС. Отныне плату за услуги по транспортировке нужно брать не за протранспортированное расстояние, а за мощность во входных и выходных точках системы, причем продажа мощностей на входных и выходных точках осуществляется независимо. Это позволяет более объективно учитывать операционные издержки обслуживания системы и обеспечивать большую коммерческую вариативность в заказе системных услуг хозяйствующими субъектами.
Однако европейское законодательство не определяет единой типовой формы модели "вход-выход". В зависимости от технических особенностей сети и приоритетов национальной политики развития сектора каждая страна определяет для себя оптимальный вариант. В работе с использованием комплекса математических моделей нами были оценены последствия внедрения трех альтернативных вариантов тарифной модели по двум вариантам загруженности ГТС (оптимистический и пессимистический сценарии): полная модель "вход-выход", создание двух рыночных зон и модель "вход-выход" с долгосрочным бронированием. Результаты расчетов сравнивались с базовым сценарием, не предусматривающим изменения рыночной модели, а транзит газа при котором осуществляется в соответствии с условиями долгосрочных контрактов 2009 г.
В целом изменение модели обеспечения транспортных услуг на рынке газа должно привести к кардинальным институциональным изменениям контрактных отношений между всеми субъектами рынка и, собственно, самих принципов функционирования рынка.

Ключевые слова: рынок природного газа, транспортный оператор, модель "вход-выход", долгосрочные транзитные договоры


Статья на украинском языке (cтр. 86 - 108) ЗагрузитьЗагрузок : 727

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼