НА ГЛАВНУЮ Добро пожаловать на сайт журнала "Экономика и прогнрозирование"

№ 2018/3

Экономика сельского хозяйства


УДОВА Людмила Олеговна1, ПРОКОПЕНКО Екатерина Алексеевна2

1ГУ "Институт экономики и прогнозирования НАН Украины"
2ГУ "Институт экономики и прогнозирования НАН Украины"

Нишевые культуры – новые перспективы для малых предприятий в аграрном секторе

Ekon. prognozuvannâ 2018; 3:102-117https://doi.org/10.15407/eip2018.03.102


АННОТАЦИЯ ▼

Рассмотрены значение и экономический потенциал нишевых культур, которые способны значительно диверсифицировать зерно-масличное направление и снизить доминирование в севообороте подсолнечника и рапса, чрезмерное выращивание которых значительно истощает верхние слои почвы. Показаны преимущества (высокая рентабельность, разнообразие севооборота, диверсификация производства) и недостатки (высокая стоимость посевного материала и технологий выращивания; нестабильность спроса на большинство нишевых культур; сложность поиска рынка сбыта нишевой продукции; реальная рентабельность может оказаться ниже ожидаемой) нишевых культур и предложены меры по их уравновешиванию. Важными особенностями нишевых культур являются сложность масштабирования их производства и ресурсозатратность в выращивании. Производство нишевых продуктов не может стать прерогативой крупных субъектов хозяйствования, поскольку они используют значительные площади земельных угодий в условиях ограниченных возможностей, что определяется природными и погодными условиями, применением широкозахватной техники, систем автоматизированного управления и контроля логистики. А вот малые субъекты хозяйствования, напротив, могут применить агрономические мероприятия, необходимые для выращивания нишевых культур и поэтому производство последних выступает альтернативой их функционирования. Экономический потенциал нишевых культур обусловлен высокой ценой реализации и значительным, хотя и нестабильным, спросом на агропродовольственном рынке. Выращивание нишевых зернобобовых культур является одним из наиболее перспективных направлений развития малого агробизнеса. При соблюдении технологий их производства можно получить гораздо более высокий доход с 1 га убранной площади, даже по сравнению с отдельными высоколиквидными зерновыми и масличными культурами. Установлено, что малые хозяйства не имеют возможностей выйти на внешние рынки с традиционными культурами, но они могут улучшить свою прибыльность благодаря качеству и нишевости продукции, поскольку на такую продукцию постоянно растет спрос на мировом рынке.

Ключевые слова: аграрный сектор, малые субъекты хозяйствования, нишевые культуры, рентабельность сельскохозяйственных нишевых культур, экспорт нишевых культур


Статья на украинском языке (cтр. 102 - 117) ЗагрузитьЗагрузок : 2349

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼