НА ГЛАВНУЮ | |
№ 3/2009
1ГУ “Институт экономики и прогнозирования НАН Украины“
Методологический подход к оценке высокотехнологического сектора экономики Украины
Ekon. prognozuvannâ 2009; 3:75-85 |
АННОТАЦИЯ ▼
Раскрыта сущность методологии определения высокотехнологических отраслей и товаров. Адаптирован Классификатор высокотехнологических товаров ОЕСР, дана оценка внешней торговли высокотехнологическими товарами Украины в 2003–2008 гг., приведен сравнитель-ный анализ с отдельными странами
Ключевые слова:
Статья на украинском языке (cтр. 75 - 85) | Загрузить | Загрузок : 611 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼
2. Дослідження світових тенденцій щодо розробки, впровадження та використання високих наукоємних технологій в машинобудуванні та обробних галузях промисловості з метою актуалізації вимог до проектів та критеріїв їх відбору для реалізації Загальнодержавної комплексної програми розвитку високих наукоємних технологій: Звіт про НДР (проміжний) / ДІКТЕД Мінпромполітики України. – Держ. реєстр. № 0106U010000. – К., 2006. – 84 с.
3. Саліхова О.Б. Високі технології: дефініція та оцінка. – К. : ДП "Інформаналіт. агентство", 2008. – 289 с.
4. Abbott Т., McGuckin R., Paul Herrick Р., Norfolk L. Measuring the trade balance in advanced technology products. Discussion Papers. – Washington: Center for Economic Studies, U.S. Bureau of the Census. – January. – 1989. – 148 р.
5. McGuckin, R.H., Abbott, T.A., Herrick P., Norfolk L. Measuring Advanced Technology Products Trade: A New Approach// Journal of Official Statistics, Statistics Sweden. – Vol. 8. – № 2, 1992. – Р. 223–233.
6. Daniel E. Hecker Hightechnology employment: a NAICSbased update, July 2005. – Vol. 128. – № 7. – Р. 57–72.
7. Platzer M.D., Novak C.A., Kazmierczak M.F. Defining the HighTech Industry: AeA’s New NAICSbased Industry. Washington: American Electronics Association. – 2003. – 8 р.
8. WHAT IS HIGHTECH TRADE? Definition based on the SITC nomenclature. Luxembourg : Office for Official Publications of the European Communities. – March 2005. – 4 p.
9. T. Hatzichronoglou Revision of the hightechnology sector and product classification. – Paris : OECD. – 1997. – 25 p.
10. Pilat D., A. Cimper, K. Olsen and C. Webb The Changing Nature of Manufacturing in OECD Countries. – Paris : OECD. – 2006. – 38 р.
11. Закон України від 09.04.2004 р. № 1676ІV "Про Загальнодержавну комплексну програму розвитку високих наукоємних технологій" [Електронний ресурс] // Верховна Рада України. Законодавство України. – Доступний з: <zakon.rada.gov.ua>.
12. Закон України від 14.09.2006 р. № 143V "Про державне регулювання діяльності у сфері трансферу технологій" [Електронний ресурс] // Верховна Рада України. Законодавство України. – Доступний з: <zakon.rada.gov.ua>.
13. Олейніков О.О. Забезпечення економічної безпеки України в контексті транснаціоналізації високотехнологічного сектору економіки: Автореф. дис... канд. екон. наук: 21.04.01 / Рада нац. безпеки і оборони України ; Нац. інт пробл. міжнар. безпеки. – К., 2007. – 20 с.
14. Олейніков О.О. Сучасні тенденції на світовому ринку високотехнологічної продукції та місце України на ньому [Електронний ресурс] // Робочий матеріал Національного інституту проблем міжнародної безпеки. – Доступний з: <www.niisp.gov.ua/>.
15. Федулова Л.І. Стан та перспективи розвитку високотехнологічного сектора промисловості України // Економіка і прогнозування. – 2004. – № 3. – С. 49–54.
16. Сухоруков А.І., Белашов Є.В. Проблеми розвитку високотехнологічних підприємств України [Електронний ресурс // Робочий матеріал Національного інституту проблем міжнародної безпеки]. – Доступний з: <www.niisp.gov.ua/>.
17. Денисюк В. Високі технології і високонаукоємні галузі – ключові напрями в інноваційному розвитку [Електронний ресурс] // Робочий матеріал Центру ВТІ. – Доступний з: <cvti.kiev.ua>.
18. Дегтярев О.В. Управління зовнішньоекономічною діяльністю високотехнологічних підприємств в умовах глобалізації (на прикладі космічної галузі України): Автореф. дис... канд. екон. наук: 08.02.03 / Київський національний унт ім. Тараса Шевченка. – К., 2006. – 20 с.
19. Оніщенко В.П. Україна на світових ринках високотехнологічної продукції // Зовнішня торгівля: право та економіка. – 2007. – № 1 (30). – С. 5–17.
20. Бобер К.А. Наукоємні та високотехнологічні товари у структурі товарообороту в країнах різного рівня розвитку // Екон.мат. моделювання соц.екон. систем. – 2006. – Вип. 11. – С. 26–32.
21. Федулова Л.І. Прогнозування технологічного розвитку галузей промисловості // Економіка та прогнозування. – 2008. – № 1. – С. 9–28.
22. Геєць В.М., Семиноженко В.П. Інноваційні перспективи України. – Харків : Константа, 2006. – 272 с.
23. Крехівський О.В. Промисловий потенціал України: стан та перспективи. – К. : Фенікс, 2007. – 120 с.
24. Godin B. Measurement and Statistics on Science and Technology: 1920 to the Present (Routledge Studies in the History of Science, Technology, and Medicine). – Abingdon: Routledge, 2005. – 360 p.
25. Riche Richard W., Daniel E. Hecker, and John U. Burgan High technology today and tomorrow: a small slice of the employment pie // Monthly Labor Review. – November, 1983. – Р. 50–58.
№ 2/2011
1ГУ “Институт экономики и прогнозирования НАН Украины“
Адресная государственная поддержка как фактор стимулирования развития высокотехнологических производств в Украине
Ekon. prognozuvannâ 2011; 2:9-23 |
АННОТАЦИЯ ▼
Представлена авторская трактовка основных понятий высокотехнологичной производственной сферы, а также инструментарий её оценки. Проанализирована динамика производства и экспорта высокотехно-логичных товаров Украины. Определены основные критерии идентификации высокотехнологичных пред-приятий. Обоснована целесообразность адресного государственного регулирования и стимулирования выпуска национальных высокотехнологичных продуктов.
Ключевые слова:
Статья на украинском языке (cтр. 9 - 23) | Загрузить | Загрузок : 583 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼
2. Саліхова О.Б. Державна політика окремих країн щодо розвитку національних високотехнологічних секторів. Уроки для України // Економіст. – 2007. – № 9. – С. 61 – 65.
3. Одотюк І. В. Технологічна структура промисловості України : реалії та перспективи розвитку / НАН України ; Інт екон. та прогнозув. – К., 2009. – 304 с.
4. Геєць В.М.,Семиноженко В.П. Інноваційні перспективи України. – Харків : Константа, 2006. – 272 с.
5. Шеремет Т. Г., Кукіна А.В. Аналіз рівня коливань економічної кон’юнктури України [Електронний ресурс]. – Доступний з: <www.rusnauka.com/1_KAND_2010/Economics/2_57328.d]oc.htm>.
6. Стратегія інноваційного розвитку України на 2010–2020 роки в умовах глобалізаційних викликів / [авт.упоряд.: Г.О.Андрощук, І.Б.Жиляєв, Б.Г.Чижевський, М.М.Шевченко]. – К. : Парламентське видво, 2009. – 632 с.
7. Єгоров І. Ю. Науковий потенціал України у міжнародних статистичних порівняннях / І.Ю.Єгоров, І.А.Жукович, Ю.О.Рижова. – К. : ДП " Інформ.аналіт. агентство", 2010. – 156 с.
8. Дудкина М.Н. Система управления интеллектуальной собственностью наукоемких предприятий ; [ГОУ ВПО " Воронежский государственный технический университет"] : автореф. дис. на соискание уч. степени канд. экон. наук : спец. 05.13.10. – Воронеж, 2009. – 24 с.
9. Борисенко П.А. Розвиток авіаційної промисловості України в умовах сучасного наукоємного виробництва : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. екон. наук : спец. 08.00.03 [Електронний ресурс] / П.А.Борисенко; Класич. приват. унт. – Запоріжжя, 2009. – 20 с. – Доступний з: <www.nbuv.gov.ua/ard/2009/09bpasnv.zip>.
10. Игнатов Е.В. Особенности и направления совершенствования стоимостной оценки высокотехнологичных компаний : автореф. дис. на соискание уч. степени канд. экон. наук : спец. 08.00.10. – М., 2009. – 23 с.
11. Лаптев А.А. Управление стратегическим развитием высокотехнологичной компании : автореф. дис. на соискание уч. степени канд. экон. наук : спец. 08.00.05. – М., 2007. – 25 с.
12. Давыденко А. С. Построение системы корпоративного управления инновационной деятельностью в высокотехнологичных отраслях промышленности : автореф. дис. на соискание уч. степени дра экон. наук : спец. 08.00.03. – М., 2009. – 48 с.
13. Шурыгин М. Н. Совершенствование системы управления инновационной деятельностью на высокотехнологичном промышленном предприятии : автореф. дис. на соискание уч. степени канд. экон. наук : 08.00.05. – М., 2006. – 16 с.
14. Фролов И.Э. Потенциал развития наукоемкого, высокотехнологичного сектора российской промышленности // Проблемы прогнозирования. – 2004. – N 1. – С.79–100.
15. Саліхова О.Б. Оцінка високотехнологічної виробничої сфери – фундамент для створення дієздатної інноваційної стратегії держави // Економіка промисловості. – 2010. – № 1. – С. 85–95.
16. Саліхова О.Б. Методика ідентифікації українських високотехнологічних промислових підприємств // Ринок технологій: проблеми та шляхи вирішення : тези доповідей. – К. : УкрІНТЕІ, 2007.– С. 139–145.
17. Про затвердження Методики ідентифікації українських високотехнологічних промислових підприємств : наказ Міністерства промислової політики України від 08.02.2008 р. № 80 ?Електронний ресурс]. – Доступний з : <zakon.nau.ua/doc/?code=v008058108>.
18. Фетисов Г. Будущее российской экономики: экспорт сырья, диверсификация или высокие технологии? // Есть ли у России несырьевое будущее? : тезисы VI Международной Кондратьевской конференции. – М. : МФК, 2007. – С. 59–76.
№ 1/2012
1ГУ “Институт экономики и прогнозирования НАН Украины“
Новые подходы к определению международных сравнительных преимуществ
Ekon. prognozuvannâ 2012; 1:101-120 |
АННОТАЦИЯ ▼
Проанализирована динамика национального производства, добавленной стоимости и экспорта высокотехнологических секторов перерабатывающей промышленности 26 стран. Выявлены диспропорции в изменениях этих показателей на протяжении 20 лет. Впервые предложено при расчетах высокотехнологической составляющей в товарном экспорте страны использовать весовой коэффициент; ввести в научный оборот новые индикаторы сравнительных преимуществ, в основе которых – принцип специализации: RSP – коэффициент выявленной производственной специализации, CAVA – коэффициент сравнительных преимуществ страны в создании добавленной стоимости, REX – выявленный эффективный экспорт
Ключевые слова:экспорт, производство, добавленная стоимость, специализация, сравнительные преимущества
Статья на украинском языке (cтр. 101 - 120) | Загрузить | Загрузок : 613 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼
2. Доклад о ходе осуществления региональных программ // Совет по промышленному развитию. Тридцать восьмая сессия. – Вена, 24–26 ноября, 2010. – 41 c.
3. Lall S. The technological structure and performance of developing country manufactured exports, 1985–1998 // Oxford Development Studies. – 2000. – № 28. – Р. 337–369.
4. Mayer J., Butkevicius A., Kadri A. Dynamic Products in World Exports / J.Mayer, A.Butkevicius, A.Kadri. – Geneva : UNCTAD, 2002. – 54 p.
5. Mani S. (2000) Exports of High Technology Products from Developing Countries: Is It a Real or Statistical Artifact? [Electronic resource]. – Access Mode : <ideas.repec.org/p/dgr/unuint/ 200001.html>.
6. Srholec Martin. Hightech exports from developing countries: A symptom of technology spurts or statistical illusion? / Martin Srholec // TIK Working Papers on Innovation Studies. – December 2005. – 39 р.
7. Competing Economies: America, Europe,and the Pacific Rim. – Washington, DC : U.S, Government Printing Office, 1991. – 276 р.
8. Большой англорусский словарь по экономике и менеджменту. Серия словарей "Economicus" [Електронний ресурс] / – Доступний з : <economicus.gsom.pu.ru/>.
9. Саліхова О.Б. Ідентифікація високотехнологічних промислових підприємств України: методологія та практика. – Ч. ІІ : Ключові критерії ідентифікації вітчизняних високотехнологічних виробників / О.Б.Саліхова, О.В.Крехівський // Статистика України. – 2010. – № 3. – С. 12–18.
10. Balassa Bela Trade Liberalization and Revealed Comparative Advantage // Manchester School of Economic and Social Studies. – 1965. – № 33. – Р. 99–123.
11. Dedrick J., Kraemer KL., Linden G. Who Profits from Innovation in Global Value Chains? A Study of the iPod and notebook PCs, Personal Computing Industry Center, University of California–Irvine (2008) [Electronic resource]. – Access Mode : <pcic.merage.uci.edu/papers.asp>.
12. Science and Engineering Indicators 2010. Р. 6–27 [Electronic resource]. – Access Mode : <www.nsf.gov>.
№ 3/2014
1ГУ “Институт экономики и прогнозирования НАН Украины“
Государственная политика в сфере нанонауки и нанотехнологий в Украине с учетом ориентиров ЕС
Ekon. prognozuvannâ 2014; 3:121-136 |
АННОТАЦИЯ ▼
Проанализированы директивные документы ЕС относительно политики в сфере нанонауки и нанотехнологий. На примере Германии продемонстрирована государственная поддержка развития национальной наноиндустрии и ее результаты, очерчен круг институций, технологические направления исследований и отрасли экономики, на чьи инновационные потребности они ориентированы.
Определены учреждения НАН Украины, чьи нанотехнологические инновационные продукты сориентированы на национальное хозяйство, выявлены диспропорции в государственном заказе на подготовку специалистов, способных генерировать новые знания, продуцировать, адаптировать и использовать передовые технологии. Установлены наиболее востребованные бизнесом секторы нанонауки.
Предложено авторское видение ключевых ориентиров государственной поддержки развития нанонауки и нанотехнологий в Украине: развитие фундаментальных знаний, активизация технологических инноваций и их коммерциализация, соблюдение социальной ответственности в процессе развития нанотехнологий.
Ключевые слова: нанотехнологии, наноматериалы, ответственное проведение нанонаучных и нанотехнологических исследований, государственная политика
Статья на украинском языке (cтр. 121 - 136) | Загрузить | Загрузок : 647 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼
2. Nanosciences and nanotechnologies: An action plan for Europe 2005–2009 [Електронний ресурс]. – Доступний з : eur-lex.europa.eu.
3. Regulatory aspects of nanomaterials. Summary of legislation in relation to health, safety and environment aspects of nanomaterials, regulatory research needs and related measures [Eлектронний ресурс]. – Доступний з : eur-lex.europa.eu.
4. European Parliament resolution of 24 April 2009 on regulatory aspects of nanomaterials [Eлектронний ресурс]. – Доступний з : www.europarl.europa.eu/.
5. Considerations on a Definition of Nanomaterials for Regulatory purposes [Eлектронний ресурс]. – Доступний з : eur-lex.europa.eu.
6. Recommandation de la Commission du 18 octobre 2011 relative ? la d?finition des nanomat?riaux [Eлектронний ресурс]. – Доступний з : www.europarl.europa.eu/.
7. Commission recommendation on a code of conduct for responsible nanosciences and nanotechnologies research & Council conclusions on Responsible nanosciences and nanotechnologies research. – Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009. – 24 р.
8. Strategic impact, no revolution. Ex-post evaluation of NMP (FP6) Strategic level. Draft Final Report [Електронний ресурс]. – Доступний з : www.kmuforschung.ac.at.
9. Science, Technology and Industry Scoreboard 2013 [Eлектронний ресурс]. – Доступний з : www.oecd.org.
10. Horizon 2020 – The Framework Programme for Research and Innovation (2014–2020) [Eлектронний ресурс]. – Доступний з : ec.europa.eu/research/horizon2020/pdf/ proposals/com(2011)_809_final.pdf.
11. The European Nanotechnology Innovation Landscape [Eлектронний ресурс]. – Доступний з : www.nano-connect.org/.
12. nano.DE-Report 2013 [Eлектронний ресурс]. – Доступний з : www.bmbf.de.
13. Nanotechnologie erobert M?rkte [Eлектронний ресурс]. – Доступний з : www.bmbf.de.
14. Kompetenzatlas Nanotechnologie in Deutschland [Eлектронний ресурс]. – Доступний з : www.nano-map.de.
15. Член-кореспондент НАН України Віктор Уваров: "Нанотехнології – надто дорога річ, щоб задовольнятися нанофінансуванням…" [Електронний ресурс]. – Доступний з : www.nas.gov.ua/text/pdfNews/ nanotehnologii_Uvarov.pdf.
16. Нанотехнології: На шляху від науки до виробництва [Електронний ресурс]. – Доступний з : www. ukrinform.ua/.
17. Державна цільова науково-технічна програма "Нанотехнології та наноматеріали" на 2010–2014 роки [Електронний ресурс]. – Доступний з : zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1231-2009-%D0%BF.
18. Постанова Кабінету Міністрів України "Про державне замовлення на підготовку фахівців, наукових, науково-педагогічних та робітничих кадрів, на підвищення кваліфікації та перепідготовку кадрів для державних потреб у 2013 році" від 17 травня 2012 р. № 583 [Електронний ресурс]. – Доступний з : zakon4.rada.gov.ua.
19. Постанова Кабінету Міністрів України "Про державне замовлення на підготовку фахівців, наукових, науково-педагогічних та робітничих кадрів, на підвищення кваліфікації та перепідготовку кадрів для державних потреб у 2013 році" від 20 травня 2013 р. № 362 [Електронний ресурс]. – Доступний з : zakon4.rada.gov.ua.
20. The Impacts of Nanotechnology on Companies: Policy Insights from Case Studies. – Paris : OECD Publishing, 2010. – 108 р.
21. Nanotechnology patent applications to the EPO by priority year at the national level [Електронний ресурс]. – Доступний з : epp.eurostat.ec.europa.eu/.
22. Саліхова О.Б. Сучасні національні інноваційні стратегії: методологія і практика створення : наук. доп. / О.В.Крехівський, О.Б.Саліхова ; Центр дослідж. наук.-техн. потенціалу та історії науки ім. Г.М.Доброва НАН України, Держ. ін-т комплекс. техн.-екон. дослідж. – К. : Фенікс, 2009. – 55 c.
№ 1/2015
САЛИХОВА Елена Борисовна1, БАК Г. А.2
1ГУ “Институт экономики и прогнозирования НАН Украины“
2ГУ "Институт экономики и прогнозирования НАН Украины"
Роль иностранных технологий в инвестиционно-инновационной модернизации экономики: опыт Республики Корея, уроки для Украины
Ekon. prognozuvannâ 2015; 1:105-120 | https://doi.org/10.15407/eip2015.01.105 |
АННОТАЦИЯ ▼
Сформирован авторский инструментарий оценки инвестиционно-инновационной модернизации экономики и роли иностранных технологий в этом процессе. Выделены этапы технологического развития Республики Корея и проанализированы государственные механизмы создания основы эффективной имплементации иностранных технологий.Эмпирически установлена связь трансфера иностранных технологий в Республике Корея с показателями инвестиционно-инновационного развития страны. Обоснован тезис, что меры государственной политики по привлечению иностранных технологий в национальную экономику должны отвечать уровню развития национальных рамочных условий для инноваций и сопровождаться созданием соответствующего макроэкономического окружения через инструменты смежных политик ради получения максимального эффекта. Даются рекомендации, как повысить эффективность привлечения иностранных технологий в перестройку индустрии Украины с учетом опыта Республики Корея. Акцентировано внимание на необходимости учета отечественных ресурсов, этапа развития национальной экономики и глобализационных процессов.
Ключевые слова: трансфер технологий, технологические ресурсы ТНК, прямые иностранные инвестиции, капитальные товары, лицензии, индустрия, инвестиции, инновации, государственная политика
Статья на украинском языке (cтр. 105 - 120) | Загрузить | Загрузок : 920 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼
2. Kim L. Imitation to Innovation The Dynamics of Korea's Technological Learning Cambbridge. – Harvard Business School Press, 1997. – 301 р.
3. Саліхова О.Б. Стратегії азійських країн з розбудови національної промисловості через залучення технологій ТНК / О. Саліхова, Г. Бак // Зовнішня торгівля : економіка, фінанси, право. – 2014. – № 3. – С. 30–40.
4. Геєць В.М. Інноваційні перспективи України / В.М. Геєць, В.П. Семиноженко. – Харків : Константа, 2006. – 272 с.
5. Геец В.М. Институциональная обусловленность инновационных процессов в промышленном развитии Украины / В.М. Геец // Экономика Украины. – 2014. – № 12.– С. 4–19.
6. Інновації в Україні: Європейський досвід та рекомендації для України : в 3-х т. – К. : Фенікс, 2011. – Т. 3 : Інновації в Україні: пропозиції до політичних заходів. Остаточний варіант (проект від 19.10.2011). – 509 с.
7. OECD: Korea. – Paris : OECD Publishing, 2009. – 268 р.
8. Kim Chuk Kyo. Korea's Development Policy Experience and Implications for Developing Countries Seoul. – KIEP, 2008. – 486 p.
9. Ahn Choong Yong. The Outward-Looking Trade Policy and the Industrial Development of South Korea [Електронний ресурс]. – Доступний з : siteresources.worldbank.org
10. Ahn Choong Yong. New Direction of Korea's Foreign Direct Investment Policy in the Multi-Track FTA Era: Inducement and Aftercare Services [Електронний ресурс]. – Доступний з : www.oecd.org/
11. Nicolas F., Thomsen S., Bang M. Lessons from Investment Policy Reform in Korea. OECD Working Papers on International Investment. – Paris : OECD Publishing, 2013. – 44 р. doi: doi.org/10.1787/5k4376zqcpf1-en
12. Kim Kwan S. The Korean Miracle (1962–1980) Revisited: Myths And Realities In Strategy And Development [Електронний ресурс]. – Доступний з : www3.nd.edu/~kellogg/publications/workingpapers/WPS/166.pdf
13. Cyhn Jin W. Technology Transfer and International Production: The Development of the Electronics Industry in Korea. – By Cheltenham : Edward Elgar, 2002. – 317 р.
14. Dunning, J. Multinational Enterprise and the Global Econom. – MA : Addison-Wesley, 1993. – 305 p.
15. Саліхова О.Б. Високотехнологічні виробництва: від методології оцінки до піднесення в Україні : монографія / О.Б. Саліхова ; НАН України, Ін-т екон. та прогнозув. – К., 2012. – 624 с.
16. Саліхова О.Б. Вплив технологічних ресурсів ТНК на інноваційно-інвестиційні процеси промисловості України / О. Саліхова, Г. Бак // Економіст. – 2014. – № 10. – С. 35–38.
17. ТВР Manual. – Paris : OECD, 1990. – 82 p.
18. The Bloomberg Innovation Index [Електронний ресурс]. – Доступний з : www.bloomberg.com/ graphics/2015-innovative-countries/
19. Collins S. South Korea's Experience with External Debt [Електронний ресурс] // NBER Working Paper (Cambridge). – 1988. – No. 2598. – Доступний з : www.nber.org/papers/w2598.pdf
20. Chang S. Vocational Education Policies for Economic Development in Korea. – Seoul : Institute for Development of Personality & Culture, 2011. – 40 р.
21. Хруцкий В.Е. Южнокорейский парадокс / В.Е. Хруцкий. – М. : Финансы и статистика, 1993. – 238 с.
22. Fostering a Creative Economy to Drive Korean Growth. – Paris : OECD Publishing, 2014. – 38 р.
23. Investment Climate Statement 2013 [Електронний ресурс] / Bureau of Economic and Business Affairs. – До¬ступний з : seoul.usembassy.gov
24. Di Caprio A., Amsden А. Does the new international trade regime leave room for industrialization policies in the middle-income countries? [Електронний ресурс]. – Geneva : International Labour Organization. – Доступний з : papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=908169
25. Угода про пов'язані з торгівлею інвестиційні заходи [Електронний ресурс]. – Доступний з : zakon4. rada.gov.ua/laws/show/981_009
№ 2/2020
САЛИХОВА Елена Борисовна1, ГОНЧАРЕНКО Дарья Олеговна2
1ГУ “Институт экономики и прогнозирования НАН Украины“
2Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины
ПОЛИТИКА ЭНДОГЕННОГО РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИКИ В КИТАЕ: УРОКИ ДЛЯ УКРАИНЫ
Ekon. prognozuvannâ 2020; 2:139-157 | https://doi.org/10.15407/eip2020.02.139 |
АННОТАЦИЯ ▼
Представлен обзор программ, планов, инструментов научно-технологической, инновационной и промышленной политики, направленной на создание и выпуск новых лекарственных препаратов; обосновано, что правительство Китая использует комплексный подход в реализации механизмов защиты и укрепления фармацевтической отрасли, особое внимание уделяется биотехнологическим разработкам в интересах отрасли. Продемонстрировано, что правительство Китая оказывает поддержку бизнесу в виде субсидий, налоговых льгот, создания специальных зон развития високо технологической промышленности, содействует привлечению прямых иностранных инвестиций в контрактное производство и НИОКР, которые сопровождаются трансфером технологий; через систему государственных закупок реализуется программа развития эндогенных инноваций посредством предоставления ценовых преференций, а также привлекаются передовые иностранные технологии. Значительное место занимают инициативы по созданию кадрового ресурса, привлечения иностранных специалистов и возвращению высококвалифицированных китайских мигрантов.
Акцентируется на том, что государственная поддержка содействовала наращиванию уровня локализации производства и увеличению числа рабочих мест, увеличению добавленной стоимости производства, формированию научно-технических компетенций и развитию технологий, росту конкурентоспособности, созданию объектов прав интеллектуальной собственности, доступу на зарубежные рынки, импортозамещению и снижению зависимости от импортных поставок технологий, фармацевтических промежуточных товаров и конечных продуктов, улучшению потребительских качеств лекарственных средств. Обосновано, что китайская модель инвестиционно-инновационного развития, поддерживающая экономический рост в течение последних 40 лет, дала возможность сформировать высокотехнологичный фармацевтический сектор на основе национальных инновационных достижений.
В статье представлено авторское видение определяющих факторов успеха правительства Китая в наращивании инновационного потенциала местной фармацевтической промышленности и устойчивости отрасли в условиях кризиса, вызванного COVID-19.
Ключевые слова:Китай, фармацевтическая промышленность, технологии, инновации, государственная помощь, налоговые льготы, субсидии, публичные закупки, промышленная политика
Статья на украинском языке (cтр. 139 - 157) | Загрузить | Загрузок : 530 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼
2.Schwarz P. European Union to spend half a trillion euros on imperialist interests in coronavirus bailout. World Socialist Web Site. 2020, April 13. URL: www.wsws.org/en/articles/2020/04/13/euro-a13.html
3.The State of U. S. Science and Engineering 2020 / NSF. URL: ncses.nsf.gov/pubs/nsb20201
4.宏观事件点评 —2020 年 1-3 月工业企业利润数据点评. URL: pdf.dfcfw.com/pdf/H3_AP202004271378716988_1.pdf
5.Кораблін С.О. Китай: інвестиційні амбіції, обмеження та можливості Економіка і прогнозування. 2019. № 3. С. 138–157. doi.org/10.15407/eip2019.03.138
6.Прудка О.В. Китайський досвід державного стимулювання інноваційної діяльності. Наука, технології, інновації. 2017. № 4 (4). С. 35–45.
7.Голубка В.М. Механізми регулювання фармацевтичного ринку в Україні: автореф. дис. ... канд. екон. наук: спец. 08.00.03 / Львів. нац. ун-т ім. Івана Франка. Львів, 2016. 20 с.
8.Геєць В.М. Скрипниченко М.І. Від екзогенно залежної до ендогенно орієнтованої стратегії розвитку економіки. Економіка і прогнозування. 2003. № 1. С. 34–46.
9.Геєць В.М. Ендогенізація розвитку економіки у вимірі рівноправності відносин держави, бізнесу та суб’єктів голосування. Економіка України. 2018. № 7. С. 3–19. doi.org/10.15407/economyukr.2018.07.003
10.Саліхова О.Б. Високотехнологічні виробництва: від методології оцінки до піднесення в Україні / НАН України, ДУ "Ін-т економіки та прогнозування НАН України". Київ, 2012. 621 c.
11.Feigenbaum Evan A. Who's Behind China's High-Technology “Revolution”? How Bomb Makers Remade Beijing's Priorities, Policies, and Institutions. International Security. 1999. Vol. 24, № 1. Р. 95–126. doi.org/10.1162/016228899560068
12.药都简介. URL: www.cnmc.gov.cn/ (дата звернення – 21 січня 2020 р.).
13.国家发展改革委关于辽宁药都 发展有限公司发行公司债券核准的批复. 发改企业债券〔2019〕132号. URL: www.ndrc.gov.cn/xxgk/zcfb/qt/201909/t20190929_1181955.html
14.国家中长期科学和技术发展规划纲要 (2006━2020年). URL: ww.gov.cn/jrzg/2006-02/09/content_183787.htmw
15.新药创制专项为百姓健康护航. URL: www.gov.cn/zhengce/2018-10/10/content_5329091.htm
16.新药创制专项为百姓健康护航. URL: www.gov.cn/xinwen/2019-08/01/content_5417723.htm
17.国务院关于印发《中国制造2025》的通知.国发〔2015〕28号. URL: www.gov.cn/zhengce/content/2015-05/19/content_9784.htm
18.六部门关于印发《医药工业发展规划指南》的通知. URL: www.gov.cn/xinwen/2016-11/09/content_5130391.htm
19.Салихова Е. ТурбоНяни. Левый берег. 2020. 2 февраля. URL: lb.ua/economics/2020/02/25/450866_turbonyani_.html
20.《国家重点支持的高新技术领域》全文. URL: www.waizi.org.cn/law/6441.html
21.Liu Huiling, Xing Fei, Yakshtas Kseniya, and Li Bo. Does the high-tech enterprise certification policy promote innovation in China? Economics-ejournal. 2018. December 13. URL: www.economics-ejournal.org/economics/discussionpapers/2018-85
22.Саліхова О.Б. Методичні підходи до оцінки потенціалу виробництва в Україні високотехнологічної продукції, конкурентоспроможної на світовому ринку. Наука та наукознавство. 2007. № 4. Додаток. С. 130–134.
23.Саліхова О.Б. Адресна державна підтримка як чинник стимулювання розвитку високотехнологічних виробництв в Україні. Економіка та прогнозування. 2011. № 2. С. 9–23.
24.财政部 税务总局 科技部 关于提高研究开发费用税前加计扣除比例的通知财税〔2018〕99号. URL: www.chinatax.gov.cn/n810341/n810755/c3754895/content.html
25.国家税务总局关于固定资产加速折旧税收政策有关问题的公告. 国家税务总局公告2014年第64号. URL: www.chinaacc.com/zyssfg/hu2014111718511263263436.shtml
26.鼓励外商投资产业目录(2019年版). URL: www.pkulaw.com/chl/2e6fab8549042788bdfb.html
27.Qing Xia Vicky, Cai Yang Leo. Contract BioManufacturing in China: Creating a New Segment. Contractpharma. 2018. URL: www.contractpharma.com/issues/2018-04-01/view_features/contract-biomanufacturing-in-china-creating-a-new-segment/
28.科技人才队伍建设 . URL: www.gov.cn/gzdt/att/att/site1/20120428/001e3741a558110595fa01.pdf
29.Доклад Юнеско по науке – 2015 – На пути к 2030 году / ITMO University. UNESCO Publishing, 2017. 794 р.
30.中华人民共和国政府采购法(2014年修订)URL: fgw.yinchuan.gov.cn/fgzc/flfg/201812/t20181221_1224321.htm
31.《国家卫生健康委员会关于印发政府采购管理暂行办法的通知》 国卫财务发〔2018〕17号. URL: www.waizi.org.cn/doc/38884.html
32.Public Procurement in China: European Business Experiences Competing for Public Contracts in China. Public Procurement Study. European Chamber, 2011. URL: cbi.typepad.com/files/euccc-public-procurement-in-china-april-2011.pdf
33. 财政部关于印发《自主创新产品政府采购评审办法》的通知 . 财库[2007]30号. URL: www.gov.cn/ztzl/kjfzgh/content_883671.htm
34.財政部關於印發《自主創新産品政府採購合同管理辦法》的通知 財庫[2007]31號. URL: big5.www.gov.cn/gate/big5/www.gov.cn/ztzl/kjfzgh/content_883701.htm
35《中国统计年鉴-2019》. URL: www.stats.gov.cn/ (дата звернення – 17квітня 2020 р.).
36.《中国统计年鉴-2007》. URL: www.stats.gov.cn (дата звернення – 17 квітня 2020 р.).
№ 4/2020
САЛИХОВА Елена Борисовна1, ГОНЧАРЕНКО Дарья Олеговна2
1ГУ “Институт экономики и прогнозирования НАН Украины“
2Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины
ФАРМАЦЕВТИКА УКРАИНЫ: ОТ ЗАВИСИМОСТИ К ЭНДОГЕННОМУ РАЗВИТИЮ
Ekon. prognozuvannâ 2020; 4:7-35 | https://doi.org/10.15407/eip2020.04.007 |
АННОТАЦИЯ ▼
Обоснованы теоретико-прикладные основы развития высокотехнологичных фармацевтических производств (ВТФВ); установлено, что ключевой проблемой развивающихся стран в этой сфере является зависимость от ресурсов и рынков развитых стран, а привлечение передовых иностранных технологий может стать катализатором наращивания технологического потенциала ВТФВ принимающих стран при условии активной государственной политики по усилению абсорбционной способности отрасли к инновациям, накопления знаний и человеческого капитала, изменений институциональной среды, улучшения рамочных условий для инноваций. В контексте развития ВТФВ показано значение сетевого характера приобретения фармкомпаниями устойчивых конкурентных преимуществ, основанных на ресурсах, которые сложно сымитировать или заменить; обосновано, что сети, выстроенные с местными научными учреждениями, вузами, исследовательскими подразделениями других компаний, дают фармпроизводителям возможность получить доступ к комплементарным активам и становятся их специфическим ресурсом, обеспечивают уникальные конкурентные преимущества.
Выявлено методико-статистические особенности категоризации индустрий по уровню технологичности в условиях глобализации; обосновано, что сегодняшнее низкое значение соотношения затрат на исследования и разработки и добавленной стоимости фармацевтики отдельных стран не является признаком ее невысокой технологичности, поскольку полученные сейчас доходы отрасли является результатом длительных исследований и разработок и согласовательных процедур по выводу на рынок новых лекарственных средств с лагом в 10–15 лет.Предложен новый инструмент исследования международной торговли высокотехнологичными фармацевтическими товарами, особенность которого заключается в категоризации номенклатурных позиций по конечному использованию; сформирован Перечень высокотехнологичных медицинских и фармацевтических промежуточных товаров – ВТ ФПТ (по SITC Rev.4 и УКТ ВЭД); предложены показатели: коэффициент импортозависимости фармацевтического производства, «очищенный» экспорт фармацевтических товаров и коэффициент покрытия импорта ВТ ФПТ, представлены формулы их вычисления. Авторский подход впервые предоставил возможность оценить масштабы затрат и зависимость фарминдустрии от импортных компонентов, которые воплощают передовые технологии и являются исходными для ВТФВ.
Выявлено, что в Украине доля иностранных промежуточных высокотехнологичных товаров в потреблении отрасли достигает 82,2%; отрасль, работая на импортных субстанциях, производит преимущественно продукцию для внутреннего рынка, не зарабатывая в валюте даже для покрытия расходов на приобретение необходимых ингредиентов; производители не опираются на синтезированные химические продукты отечественного производства, прежде всего потому, что продуктов химической индустрии для нужд фармацевтики в Украине уже практически нет; наращивание объемов производства происходит под влиянием иностранных технологий и промежуточных товаров. Обосновано, что фармацевтическое производство имеет критическую зависимость от импортных поставок для обеспечения бесперебойной работы предприятий и отрасли здравоохранения.
Выявлены ключевые эндогенные барьеры, препятствующие развитию ВТФВ, среди которых проблемы в подготовке специалистов и отсутствие ученых, компетенции которых будут способствовать решению задач эндогенного развития отрасли; отсутствие государственной помощи субъектам хозяйствования на проведение научных исследований, технологическую и инновационную деятельность; недостаток собственных средств для наращивания расходов на исследования и разработки и реализацию масштабных инвестиционно-инновационных проектов; недостаток дешевых кредитов, из-за чего украинские фармпроизводители попадают в неравные условия по сравнению с иностранными конкурентами.
Предложены концептуальные основы развития ВТФВ в Украине; обоснована целесообразность нормативно-правовых изменений, определение стратегических приоритетов и принятия мер развития ВТФВ в Украине на базе комплексного подхода, охватывающего создание и освоение в производстве: фармацевтических ингредиентов для лекарственных средств (химических и биотехнологических продуктов), медицинских изделий, наполнителей, упаковочных материалов, машин и оборудования для фармацевтики – это будет способствовать уменьшению зависимости от иностранных технологий, повышению уровня локализации производства, занятости и поступлений в бюджеты всех уровней.
Ключевые слова:высокотехнологичное производство, фармацевтика, промышленность, технологии, инновации, эндогенные инновации, технологическая зависимость, государственная политика
Статья на украинском языке (cтр. 7 - 35) | Загрузить | Загрузок : 528 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼
2. A New Industrial Strategy for Europe. Brussels, 10.3.2020 COM(2020) 102 final. URL: ec.europa.eu/info/sites/info/files/communication-euindustrial-strategy-march-2020_en.pdf
3. Pharmaceutical Strategy – Timely Patient Access to Affordable Medicines. URL: heatinformatics.com/posts/pharmaceutical-strategy-timely-patient-access-affordable-medicines
4. Covid-19 exposes EU’s reliance on drug imports. URL: www.ft.com/content/c30eb13a-f49e-4d42-b2a8-1c6f70bb4d55
5. Геєць В.М. Ендогенізація розвитку економіки у вимірі рівноправності відносин держави, бізнесу та суб’єктів голосування. Економіка України. 2018. № 7. С. 3–19.
6. Промышленная политика и управление развитием промышленности в условиях системных дисбалансов: концептуальные основы: монография / Вишневський В.П., Амоша А.И., Збаразская Л.А. и др. Донецк, 2013. 180 с.
7. Кіндзерський Ю.В. Антикризова промислова політика: варіант вітчизняного концепту. Вісник Національної академії наук України. 2016. № 10. С. 27–42. doi.org/10.15407/visn2016.10.027
8. Доровський О.В. Обгрунтування вибору стратегії розвитку фармацевтичної галузі України: автореф. дис ... д-ра екон. наук: 08.00.03. Харків, 2015. 32 с.
9. Костюк Г., Маргітич В. Про національну стратегію забезпечення ліками в Україні. Дзеркало тижня. Україна. 20 січня 2017 р. URL: zn.ua/ukr/promyshli-. ennost/pro-nacionalnu-strategiyu-zabezpechennyalikami-v-ukrayini-_.html
10. Обговорення проєкту Стратегії розвитку фармацевтичної промисловості України на 2010–2020 роки. 18 травня 2010 р. URL: oormmpu. at.ua/news/obgovorennja_proektu_strategiji_ rozvitku_farmacevtichnoji_promislovosti_ukrajini_ na_2010_2020_roki/2010-05-18-124
11. Розвиток промисловості для забезпечення зростання та оновлення української економіки: наук.-аналіт. доповідь / за ред. Л.В. Дейнеко; НАН України, ДУ «Ін-т екон. та прогнозув. НАН України». Київ, 2018. 158 с.
12. Саліхова О.Б., Гончаренко Д.О. Політика розбудови фармацевтичної індустрії в Німеччині: Уроки для України. Економіка України. 2020. № 10. С. 63–86. doi.org/10.15407/economyukr.2020.10.063
13. Саліхова О.Б., Гончаренко Д.О. Фармацевтична промисловість Франції. Зовнішня торгівля: економіка, фінанси, право. 2020. №2. С. 67–85.
14. Постанова КМУ № 534 від 27 травня 2020 р. Про затвердження Державної програми стимулювання економіки для подолання негативних наслідків, спричинених обмежувальними заходами щодо запобігання виникненню і поширенню гострої респіраторної хвороби COVID-19, спричиненої коронавірусом SARS-CoV-2, на 2020–2022 роки. URL: zakon.rada.gov.ua/laws/show/534-2020-%D0%BF#Text
15. Gerschenkron A. Economic Backwardness in Historical Perspective. — Cambridge: The Belknap Press of Harvard University, 1962. 456 p.
16. Саліхова О.Б., Гончаренко Д.О. Політика ендогенного розвитку фармацевтики в Китаї: уроки для України. Економіка та прогнозування. 2020. № 2. С. 139–157.
17. Veblen T. Imperial Germany and Th e Industrial Revolution. URL: core.ac.uk/download/pdf/7048899.pdf
18. Honcharenko D.O. New Approaches to the Assess-s ment of Foreign Trade in High-Tech Pharmaceuticals. Статистика України. 2020. № 1. С. 35–41. doi.org/10.31767/ su.1(88)2020.01.04
19. Саліхова О.Б., Бак Г.О. Концепції впливу трансферу технологій транснаціональних корпорацій на економіку приймаючої країни. Історія народного господарства та економічної думки України. 2015. Вип. 48. С. 270–295.
20. Геєць В.М. Інституційна обумовленість інноваційних процесів у промисловому розвитку України. Економіка України. 2014. № 12. С. 4–19.
21. Саліхова О.Б., Гончаренко Д.О. Фармацевтична індустрія Мексики: урок для України. Зовнішня торгівля: економіка, фінанси, право. 2020. № 4. С. 47–69.
22. Crafts N.F.R. Exogenous or Endogenous Growth? The Industrial Revolution Reconsidered. The Journal of Economic History / Cambridge University Press. Dec., 1995.Vol. 55, No. 4. Р. 745–772. doi.org/10.1017/S0022050700042145
23. Simurina J., Tolic I. Dynamics of the technology progress in economic development . Ekonomska Istraživanja/ Economic Research. January 2008. No. 21(3). Р.12–24.
24. Mayer J. Implications of new trade and endogenous growth theories for diversification policies of commodity-dependent countries. December, 1996. No. 122. UNCTAD/OSG/DP/122. URL: core.ac.uk/download/pdf/7043238.pdf
25. Romer Paul M. Endogenous Technological Change. Journal of Political Economy. Oct. 1990. Vol. 98, No. 5. Part 2: The Problem of Development: A Conference of the Institute for the Study of Free Enterprise Systems. P. 71–102. URL: web.stanford.edu/~klenow/Romer_1990.pdf;
doi.org/10.1086/261725
26. Romer Paul M. Growth Based on Increasing Returns Due to Specialization. The American Economic Review. May, 1987. Vol. 77, No. 2. / Papers and Proceedings of the NinetyNinth Annual Meeting of the American Economic Association. P. 56–62. URL: eclass.uoa.gr/modules/document/file.php/ECON206/Course%20material/Romer%20Growth%20Increasing%20Returns%20AER%201987.pdf
27. Grossman Gene M., Helpman E. Growth, trade and inequality. Econometrica. January, 2018. Vol. 86, No. 1. Р. 37–83. URL: www.princeton.edu/~grossman/GrowthTradeInequality.pdf;
doi.org/10.3982/ECTA14518
28. Саліхова О.Б., Гончаренко Д.О. Концептуальні засади стратегії розвитку високотехнологічної індустрії лікарських засобів та медичних виробів в Україні до 2030 р. Бізнес Інформ. 2020. № 7. C. 28–35. URL:
doi.org/10.32983/2222-4459-2020-7-28-35
29. Frascati M. Proposed Standard Practice for Surveys on Research and Experimental Development. Paris: OECD, 2002. 256 р.
30. Саліхова О.Б. Високотехнологічні виробництва: від методології оцінки до піднесення в Україні: монографія / НАН України, ДУ "Ін-т екон. та прогнозув. НАН України". Київ, 2012. 621 c.
31. Annual detailed enterprise statistics for industry (NACE Rev. 2, B-E) / European Commission. URL: ec.europa.eu/
32. Business expenditure on R&D (BERD) by NACE. Rev. 2 activity. URL: ec.europa.eu/
33. Corporation tax in the Republic of Ireland. URL: en.wikipedia.org/wiki/Corporation_tax_in_the_Republic_of_Ireland
34. Why Ireland Is Attracting The World’s Top Pharmaceutical Companies and How You Can Benefit. URL: www.innopharmaeducation.com/news/why-ireland-attracting-the-worlds-top-pharmaceutical-companies-and-how-you-can-benefit
35. The Pharmaceutical Industry in Figures. Key Data 2020. Brussels: EFPIA, 2020. 28 р. URL: www.efpia.eu/media/554521/efpia_pharmafigures_2020_web.pdf
36. EvaluatePharma® World Preview 2020, Outlook to 2026. URL: info.evaluategroup.com/
37. Наукова та інноваційна діяльність України за 2018 рік. URL: www.ukrstat.gov.ua/
38. Наукова та інноваційна діяльність України за 2019 рік. URL: www.ukrstat.gov.ua/
39. Стратегія розвитку медичної освіти в Україні від 27.02.2019. URL: moz.gov.ua/uploads/1/8475-medical_education_analytics.pdf
40. Національні рахунки України за 2018 рік. URL: www.ukrstat.gov.ua/
41. Саліхова О. Високотехнологічні товари виробничого призначення в структурі імпорту України. Економіст. 2011. № 9. С. 28–32. URL: nbuv.gov.ua/UJRN/econ_2011_9_7
42. Саліхова О. Імпорт високотехнологічних товарів в Україну та його визначальні детермінанти. Наука та наукознавство. 2012. № 4. С. 40–56. URL: dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/85921/05-Salikhova.pdf?sequence=1
43. UN Comtrade Database. (2020). comtrade.un.org. URL: comtrade.un.org/data/ [Appeal data: March 1. 2020].
44. Статистичний щорічник за 2018 рік: стат. зб. / Державна служба статистики України. Житомир: ТОВ "БУК-ДРУК", 2019. URL: www.ukrstat.gov.ua/druk/publicat/kat_u/2019/zb/11/zb_yearbook_2018.pdf
45. Science and Engineering Indicators 2020. URL: nsf.gov/statistics/seind/
46. Global life sciences outlook. Focus and transform. Accelerating change in life sciences. 2019. URL: www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/Life-Sciences-Health-Care/gx-lshc-ls-outlook-2019.pdf
№ 3/2021
САЛИХОВА Елена Борисовна1, ГОНЧАРЕНКО Дарья Олеговна2
1ГУ “Институт экономики и прогнозирования НАН Украины“
2Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины
ВЫЗОВЫ СОVID - 19 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ОТВЕТЫ ЕС И УКРАИНЫ
Ekon. prognozuvannâ 2021; 3:93-117 | https://doi.org/10.15407/eip2021.03.093 |
АННОТАЦИЯ ▼
Глобальная пандемия COVID-19, которая привела к дефициту лекарственных средств и медицинских изделий, а также исходных товаров фармацевтического производства, в первую очередь активных фармацевтических ингредиентов, продемонстрировала неготовность Украины к таким вызовам и угрозам. Это побуждает к поиску действенных механизмов уменьшения уязвимости, обеспечения стабильности и развития фармацевтической деятельности.
Цель статьи – опираясь на опыт ЕС, обосновать необходимость прибегнуть к мероприятиям политики стимулирования развития фармацевтики Украины ради уменьшения зависимости отрасли и системы здравоохранения от импорта. Для достижения отмеченной цели использованы методы анализа и синтеза, логико-диалектический метод и метод компаративного анализа, в частности сравнительно-исторического.
В статье показаны характер и масштабы существующих зависимостей фармацевтического производства; выявлены особенности политики ЕС относительно фармацевтики. Установлено, что руководство ЕС, придерживаясь многолетней позиции относительно приоритетности отрасли, активно содействует ее развитию; новые стратегические документы ЕС, принятые в ответ на кризис COVID-19, заложили почву для устранения уязвимости и внешней торговой зависимости отрасли. Впервые предложен концептуальный подход к формированию дуалистической государственной политики и стратегии развития высокотехнологичного фармацевтического производства Украины, которая базируется на синергии и комплементарных мероприятиях политики обеспечения населения лекарственными средствами и промышленной политики, ориентированной как на стимулирование разработки и выпуска новых фармацевтических товаров на базе передовых технологий и уменьшения зависимости системы здравоохранения от импорта; так и на усиление конкурентоспособности фармацевтического производства, увеличение уровня локализации путем использования продукции местного производств, активизацию смежных видов деятельности, обеспечение стабильности поставки фармацевтических товаров и превращение отрасли в стратегический актив роста экономики, занятости, национальной безопасности. Предложен методологический концептуальный подход к определению приоритетных направлений и программных задач политики развития высокотехнологичного фармацевтического производства Украины, которое базируется на принципах полиаспектности и комплексности, охватывая разработку и выпуск не только врачебных средств и медицинских изделий, но и фармацевтических ингредиентов (химических и биотехнологических), наполнителей и упаковочных материалов, оборудования и аппаратуры для фармацевтического производства.
Обоснованы принципы формирования стратегии развития высокотехнологичного фармацевтического производства Украины, которые базируются на балансе интересов потребителей и производителей фармацевтических товаров, с интересами государства, учитывая его цели: заботиться о здоровье нации; обеспечить эффективность экономической системы и социальную стабильность; способствовать появлению новых эффективных лекарств на базе передовых технологий; уменьшить зависимость от импорта и угрозы национальной безопасности.
Ключевые слова:евроинтеграция, фармацевтическая индустрия, фармацевтическая политика, промышленная политика, технологическая зависимость, высокотехнологичное производство
Статья на украинском языке (cтр. 93 - 117) | Загрузить | Загрузок : 446 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼
2. Саліхова О.Б., Гончаренко Д.О. Фармацевтика України: від залежності до ендогенного розвитку. Економіка і прогнозування. 2020. №4. С. 7–35. doi.org/10.15407/eip2020.04.007
3. Відкрите звернення асоціації "Виробники ліків України" до президента, прем'єр-міністра, інших високопосадовців. ULR: ua.interfax.com.ua/news/press-release/651870.html
4. Черних В. Фармацевтична галузь за роки незалежності України. Вісник фармації. 2002. №3. С. 3–12.
5. Грошовий Т.А., Підгірний В.В., Тригубчак О.В. Деякі питання розвитку фармацевтичної галузі України. Збірник праць ТО НТШ. Тернопіль: ТДМУ, Укрмедкнига, 2011. Т. 6: Актуальні питання екології та охорони здоров’я. С. 154–172.
6. Хоменко В.М. Теоретичне обґрунтування та реалізація сучасних принципів державного управління фармацією в Україні: автореф. дис. на здобуття наукового ступеня д.фарм.н.: 15.00.01. Харків, 2008. 42 с.
7. Доровський О.В. Обгрунтування вибору стратегії розвитку фармацевтичної галузі України: автореф. дис ... д-ра екон. наук: 08.00.03. Харків, 2015. 32 с.
8. Карамишев Д.В., Сотнікова Л.В. Реалізація державної політики України щодо забезпечення населення лікарськими засобами в умовах інтеграції до Європейського Союзу. Теорія та практика державного управління. 2021. № 1(72). С. 145–157.
9. Сіденко В.Р. Концептуальні засади стратегії інтеграції України в структури Європейського Союзу. Економіка і прогнозування. 2001. № 2. С. 26–41.
10. Кіндзерський Ю.В. Індустріальна дивергенція України з ЄС та проблеми її подолання. Економіка та держава. 2021. № 6. С. 9–18. doi.org/10.32702/2306-6806.2021.6.9
11. Кораблін С.О. Державне регулювання як чинник протидії COVID-19. Економіка України. 2021. №7. С. 27–40. doi.org/10.15407/economyukr.2021.07.027
12. Саліхова О. Локалізація фармацевтичного виробництва в Європі як відповідь на зростаючу зовнішню стратегічну торговельну залежність. Перспективи посткоронавірусних економічних трансформацій та їх вплив на розвиток країн. Місце України у посткризовому світі / наук. ред. В.Юрчишин. Київ: Заповіт, 2021. С. 118–124.
13. Саліхова О.Б. Порівняльні переваги фармацевтичних індустрій країн крізь призму нових індикаторів. Статистика України. 2020. № 2–3. С. 48–58. doi.org/10.31767/su.2-3(89-90)2020.02-03.06
14. EU unveils strategy to reduce dependency on China ULR: www.eiu.com/n/eu-unveils-strategy-to-reduce-dependency-on-china/
15. Special meeting of the European Council (1 and 2 October 2020) – Conclusions. Brussels, 2 October 2020. ULR: www.consilium.europa.eu/media/45910/021020-euco-final-conclusions.pdf
16. Gereffi G. The Pharmaceutical Industry and Dependency in the Third World. Princeton University Press, 2017. 306 р.
17. Саліхова О.Б., Гончаренко Д. О. Фармацевтична індустрія Мексики: урок для України. Зовнішня торгівля: економіка, фінанси, право. 2020. №4. С. 47–68. doi.org/10.31617/zt.knute.2020(109)04
18. Chamarik S. Goonatilake S.Technological independence - The Asian experience. The United Nations University, 1994. 372 р. URL: digitallibrary.un.org/record/177101
19. Woher kommen unsere Wirkstoffe? Eine Weltkarte der API-Produktion. Kurzreport. Pro Generika. Berlin, September 2020. 16 р.
20. Arnum Р. The EU’s API Supply Chain Under Focus. ULR: www.dcatvci.org/7143-the-eu-s-api-supply-chain-under-focus
21. Commission communication to the Council and Parliament on the outlines of an industrial policy for the pharmaceutical sector in the European Community. COM (93) 718. 02.03.94. URL: op.europa.eu/mt/publication-detail/-/publication/6af1ca21-939d-11e9-9369-01aa75ed71a1/language-en/format-PDF/source-search
22. Council Resolution designed to implement the outlines of an industrial policy in the pharmaceutical sector in the European Union. 1996. URL: op.europa.eu/ga/publication-detail/-/publication/bf15f43c-6a8b-4953-8155-04fc004a1be3/language-en
23. Pharmaceutical Industry: A Strategic Sector for the European Economy / European Commission, Commission Staff Working Document. 2014. URL: ec.europa.eu/growth/content/pharmaceutical-industry-strategic-sector-european-economy-0_en
24. Affordable, accessible and safe medicines for all: the Commission presents a Pharmaceutical Strategy for Europe. URL: ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_2173
25. Updating the 2020 Industrial Strategy: towards a stronger Single Market for Europe's recovery. URL: ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_21_1884
26. EU research and innovation in action against the coronavirus: funding, results and impact. ULR: ec.europa.eu/info/sites/default/files/research_and_innovation/research_by_area/documents/ec_rtd_eu-research-innovation-against-covid.pdf
27. INNO4COV-19 – Boosting Innovations for COVID-19 Diagnostic, Prevention and Surveillance URL: idw-online.de/de/news757837
28. EU Strategy for COVID-19 vaccines. Brussels, 17.6.2020 COM(2020) 245 final. Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council and the European Investment Bank. URL: eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52020DC0245&from=EN
29. Safe COVID-19 vaccines for Europeans. URL: ec.europa.eu/info/live-work-travel-eu/coronavirus-response/safe-covid-19-vaccines-europeans_en#check-the-facts
30. COVID-19 Therapeutics Strategy: Commission identifies five promising candidate therapeutics. URL: ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_21_3299
31. Дуюн (Гончаренко) Д.О. Загрози фармацевтичного виробництва України в контексті аналізу зовнішньої торгівлі високотехнологічними товарами. Проблеми науки. 2016. № 2. С. 23–33.
32. Рекомендації слухань у Комітеті від 15 червня 2016 року «Законодавче забезпечення розвитку Національної інноваційної системи: стан та шляхи вирішення» (15 червня 2016 року). Схвалено Рішенням Комітету Верховної Ради України з питань науки і освіти від 6 липня 2016 року, протокол № 46 ULR: kno.rada.gov.ua/news/Robota_Kom/Parl_Kom_slukh/Kom_slukh/8_skl/74403.html
33. Проект концепції Державної цільової програми «Розвиток імпортозамінних виробництв в Україні та заміщення імпортованих лікарських засобів вітчизняними, у тому числі біотехнологічними препаратами та вакцинами на 2011–2021 роки». URL: www.apteka.ua/article/78579
34. Гончаренко Д.О. Розбудова фармацевтики України в умовах євроінтеграції: засади, заходи, пріоритети. Інтеграція наукових досліджень та розробок у практичну діяльність: збірник матеріалів ІІІ всеукраїнської мультидисциплінарної науково-практичної інтернет-конференції (30 червня 2021, Харків). Київ: Яроче́нко Я.В., 2021. С. 30–38 . doi.org/10.51500/7826-09-4
35. Концепція розвитку імпортозамінних виробництв – загроза фармацевтичній галузі та безпеці населення України. Інтерфакс-Україна 2011. URL:ua.interfax.com.ua/news/press-release/68941.html
36. Підбито підсумки реалізації Державної науково-технічної програми розроблення новітніх технологій створення вітчизняних ліків у 2012 р. URL: www.apteka.ua/article/201885
37. Корж Б. Фонд на COVID-19: як використали коронавірусні гроші. URL: voxukraine.org/fond-na-covid-19-yak-vikoristali-koronavirusni-groshi/
38. Проект розпорядження Кабінету Міністрів України "Про схвалення Концепції Державної цільової програми створення та розвитку внутрішнього виробництва високоякісних лікарських засобів для профілактики і лікування особливо небезпечних інфекційних та інших хвороб для забезпечення державних потреб України на 2021–2026 роки. URL: moz.gov.ua/
39. Засідання Президії НАН України 9 червня 2021 року. URL: www.nas.gov.ua/UA/Messages/Pages/View.aspx?MessageID=7891
40. Постанова КМУ "Про затвердження Національної економічної стратегії на період до 2030 року" № 179 від 03 березня 2021 р. URL: www.kmu.gov.ua/npas/pro-zatverdzhennya-nacionalnoyi-eko-a179
41. Сімонов Д. Майже як політ на Марс. Чи може Україна створити власну вакцину проти коронавірусу. URL: hromadske.ua/posts/majzhe-yak-polit-na-mars-chi-mozhe-ukrayina-stvoriti-vlasnu-vakcinu-proti-koronavirusu
42. Маємо потужності, щоб виготовляти вакцину проти COVID в Україні – розробники. URL: www.radiosvoboda.org/a/meyemo-potuzhnosti-aby-vyhotovliaty-vaksinu-proty-covid-v-ukraini/30917997.html
43. Саліхова О.Б., Гончаренко Д.О. Політика розбудови фармацевтичної індустрії в Німеччині: уроки для України. Економіка України. 2020. № 10. С. 63–86. doi.org/10.15407/economyukr.2020.10.063
44. Гончаренко Д.О. Теоретичні підходи та методологічні засади розвитку фармацевтики України в умовах європейської інтеграції. Бізнес Інформ. 2021. № 5. C. 194–201. doi.org/10.32983/2222-4459-2021-5-194-201
45. Саліхова О.Б., Гончаренко Д.О. Концептуальні засади стратегії розвитку високотехнологічної індустрії лікарських засобів та медичних виробів в Україні до 2030 р. Бізнес Інформ. 2020. № 7. C. 28–35. doi.org/10.32983/2222-4459-2020-7-28-35
46. Саліхова О.Б., Гончаренко Д. О. Фармацевтична промисловість Франції. Зовнішня торгівля: економіка, фінанси, право. 2020. № 2. С. 67–84. doi.org/10.31617/zt.knute.2020(109)05
№ 4/2022
САЛИХОВА Елена Борисовна1, КРЕХИВСКИЙ Олег Владимирович2
1ГУ “Институт экономики и прогнозирования НАН Украины“
2Секретариат Кабинета Министров Украины
The state in the post-war industrial recovery and economic renewal: historical parallels and approaches for Ukraine
Ekon. prognozuvannâ 2022; 4:7-42 | https://doi.org/10.15407/eip2022.04.007 |
АННОТАЦИЯ ▼
In 2022, Ukrainians are experiencing the most tragic events since the Second World War - the full-scale invasion of Russian troops into Ukraine has led to numerous casualties, the destruction of cities, and the disruption of infrastructure and industrial facilities. Since the first days of the war, the dependence on the industrial imports (primarily for military purposes) became obvious, as well as the fact that the ensuing socio-economic crisis cannot be overcome with domestic resources alone - both now and even after the end of the war. This prompts the search for mechanisms to ensure the stability and recovery of Ukraine’s economy. The purpose of the article is to generalize the global experience of prioritizing the industry in the state policy of the leading countries of the world under the conditions of severe tests, to illustrate the implementation by the state of the functions speeding up economic recovery; and to propose conclusions and recommendations for Ukraine.
The article shows the place of industry in the policy of recovery, gaining economic independence and increasing the country’s power. Using historical examples, the authors demonstrated that during 300 years the state has influenced the industry through targeted political levers and institutional frameworks, generating the optimal results of measures aimed at restructuring to overcome the consequences of wars, epidemics and crises. It is substantiated that under the severe ordeals, the state has played a leading role in economic recovery, implementing a number of functions - administration and moderation, stimulation and catalysis, integration and cooperation, entrepreneurship and consumption, conservation and protection - to speed up the development of national industry as a source of the stabilization of employment, domestic and foreign investment, inflation, foreign trade and the financial sector, contributing to national social balance and well-being. The authors propose a conceptual approach to the functions of the state during post-war recovery of Ukraine’s economy, ensuring economic stability and growth based on the national industry.
Ключевые слова:war, economic recovery, industry, industry, state, politics, functions of the state
Статья на украинском языке (cтр. 7 - 42) | Загрузить | Загрузок : 192 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼
2. Національна модель неоіндустріального розвитку України : моногр. / В.П. Вишневський, Л.О. Збаразська, М.Ю. Заніздра, В.Д. Чекіна та ін.; за заг. ред. В.П. Вишневського; НАН України, Ін-т економіки пром-сті. Київ, 2016. 518 с.
3. Оксана Маркарова:"Ціль щодо 40% зростання тяжка, амбітна, але досяжна". URL: lb.ua/economics/2019/10/25/440657_oksana_markarova_tsil_shchodo_40.html
4. Чирков В.Г. Правильная экономическая политика переходного периода. возможна ли она? И при каких условиях? Блиц-Информ. 12 мая 1993. № 19(23). С. 3.
5. Гальчинський А.С., Геєць В.М., Кінах А.К., Семиноженко В.П.Інноваційна стратегія українських реформ. Київ: Знання України, 2004. 338 с.
6. Крехівський О.В. Промисловий потенціал України: стан та перспективи. Київ: Фенікс, 2007. 120 с.
7. Кіндзерський Ю. Повоєнне відновленне промисловості України: виклики та особливості політики. Економічний аналіз. 2022. Т. 32. № 2. С. 101–117. doi.org/10.35774/econa2022.02.101
8. Gryshova I., Kyzym M., Khaustova V., Korneev V., Kramarev H. Assessment of the Industrial Structure and its Influence on Sustainable Economic Development and Quality of Life of the Population of Different World Countries. Sustainability. 2020. № 12. URL: www.mdpi.com/2071-1050/12/5/2072; doi.org/10.3390/su12052072
9. Саліхова О.Б. Ренесанс державної інтервенції у промисловий розвиток: останні світові тенденції та уроки для України. Економіка України. 2015. № 9. С. 19–38.
10. Asselain J.-Ch.. Histoire économique: de la révolution industrielle à la première guerre mondiale. Presses de la Fondation nationale des sciences politiques, 1985. 381 р.
11. Friedrich Wilhelm I. König von Preußen (1713–1740). Regierungsantritt und innerer Ausbau des Staates. URL: www.projekt-gutenberg.org/friedri2/gesbrand/chap006.html
12. Strauß F.J., Pleticha H. Politik aus erster hand: Grandfragen der politik in dokumenten und aussagen von zeitgenossen . Arena-Verlag, 1969. 373 s.
13. Preuss Johann David Erdmann Friedrich Der Große. Friedrich der Große. Eine Lebensgeschichte. Mit einem Urkundenbuche. Berlin. 1832. 489 s.
14. From George Washington to the United States Senate and House of Representatives, 3 December 1793. To the United States Senate and House of Representatives. URL: founders.archives.gov/documents/washington/05-04-02-0361
15. Alexander Hamilton's Report on the Subject of Manufactures: Made in His Capacity of Secretary of the Treasury, on the Fifth of December, 1791. United States, Department of the Treasury William Brown, 1827. 77 р.
16. Annual report of the president of Stanford University. Stanford University Bulletin. For the fifty-sixth academic year ending. August 31, 1947. URL: stacks.stanford.edu/file/druid:xz038hp0017/1946-1947.pdf
17. The growth report: strategies for sustained growth and inclusive development. the commission on growth and development. Washington, DC: World Bank, 2008. 198 р.
18. A new global partnership: eradicate poverty and transform economies through sustainable development. Report of the high.level panel of eminent persons on the post-2015 development agenda. NY: United Nations publications, 2013. 69 p.
19. A new industrial policy for Europe. URL: http:// www.wsj.com/articles/sb10001424127887324024004578170932984407010
20. Pianta M. et al. The policy space for a novel industrial policy in europe. Industrial and corporate change / Oxford University press. 2020. Vol. 29(3). P. 779–795. doi.org/10.1093/icc/dtz075
21. Updating The 2020 industrial strategy: towards a stronger single market for Europe's recovery. URL: ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_21_1884
22. Stiglitz J., Esteban J., Lin J. The Industrial Policy Revolution I: The Role of Government Beyond Ideology. NY: Palgrave Macmillan, 2013. 408 р. doi.org/10.1057/9781137335173
23. Die Instruktion für das Generaldirektorium von 1722. URL: www.hiko-berlin.de/fileadmin/redakteur/02_Projekte/100Quellen/Generaldirektorium-1722/Generaldirektorium-1722.pdf
24. Verhandlungen des Vereins zur Beförderung des Gewerbfleißes in Preußen. Band 28. Redakteur Professor Dr. Schubarth. Berlin: Gedrudt auf Kosten des Vereins bei J.Petsch, 1849. 230 s.
25. Seog-Yun Song Politische Parteien und Verbände in der Verfassungsrechtslehre der Weimarer Republik. Duncker & Humblot, 2021. 230 р.
26. Deutschlands Industrielle bündeln ihre Kräfte. Sie schließen sich zum "Deutschen Industrierat" zusammen. Mehr weiß die Frankfurter Zeitung vom 27. Oktober 1916. URL: www.faz.net/aktuell/politik/der-erste-weltkrieg/frankfurter-zeitung-27-10-1916-deutscher-industrierat-gegruendet-14278812.html
27. The British Coal-Tar Colour Industry; its Origin, Development and Decline / Edited by Walter M. Gardner. London: Williams and Norgate, 1915. 437 р.
28. Саліхова О.Б. Залежність Великої Британії від імпорту з Німеччини. Відповіді на виклики Першої світової війни. Історія народного господарства та економічної думки України. 2021. Вип. 54. С. 37–74. doi.org/10.15407/ingedu2021.54.037
29. Geoffrey J., Kirby M. Competitiveness and the State: Government and Business in Twentieth-century Britain. Manchester University press, 1991. 203 р.
30. Codes of fair competition as approved [June 16, 1933]-July 30, 1935 : with supplemental codes, amendments, executive and administrative orders issued between these dates. Ulan Press, November 1, 2012. 618 р.
31. Schröder H.-J. Marshallplan und westdeutscher Wiederaufstieg: Positionen, Kontroversen. Franz Steiner Verlag, 1990. 256 р.
32. Thibault Guillaume Quelle stratégie industrielle pour la France face à la mondialisation? Editions TECHNIP, 2008. 276 р.
33. Саліхова О.Б. Високотехнологічні виробництва: від методології оцінки до піднесення в Україні / НАН України; ДУ "Ін-т екон. та прогнозув. НАН України". Київ, 2012. 621 c.
34. Gaulle J. L'avenir du plan et la place de la planification dans la société française. Rapport remis au Premier Ministre. Paris, La documentation française, 1994. 109 p.
35. Крехівський О. В. Державна підтримка розвитку сільськогосподарського машинобудування: економіко-статистичний аспект. Статистика України. 2022. № 1. С. 67–81. doi.org/10.31767/su.1(96)2022.01.07
36. Practical Approaches to Development Planning: Korea's Second Five Year Plan / Edited by I. Adelman. Baltimore: Johns Hopkins Press, 1969. 306 р.
37. Saugstad J. E. Shipping and Shipbuilding Subsidies: A Study of State Aid to the Shipping and Shipbuilding Industries in Various Countries of the World. U.S. Government Printing Office, 1932. 611 р.
38. Selve H. E. Strukturwandlungen der westdeutschen Maschinenindustrie in der Nachkriegszeit. Universität zu Köln, 1957.154 s
39. Jаkli Z. Vom Marshallplan zum Kohlepfennig. Grundrisse der Subventionspolitik in der Bundesrepublik Deutschland 1948–1982. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1990. 335 р. doi.org/10.1007/978-3-322-97008-4
40. Haber L. F. The chemical industry, 1900-1930: international growth and technological change. Oxford: Clarendon press, 1971. 452 р.
41. Саліхова О.Б., Гончаренко Д.О. Політика розбудови фармацевтичної індустрії в Німеччині: уроки для України. Економіка України. 2020. № 10. С. 63–86. doi.org/10.15407/economyukr.2020.10.063
42. Саліхова О. Промислове лідерство Німеччини: погляд на роль держави в історико-економічному аспекті. Історія народного господарства та економічної думки України. 2020. Вип. 53. С. 189–221. doi.org/10.15407/ingedu2020.53.189
43. Gür G. Die Notwendigkeit der Verstaatlichung der Eisenbahnen im Preußischen Reich durch das Eisenbahngesetz . GRIN Verlag, 2015. 12 р.
44. Dawson W.H. Protection in Germany: A History of German Fiscal Policy During the Nineteenth Century. London: P.S. King, 1904. 259 р.
45. Protecting chemical manufactures. The Chemist and Druggist. 1921. Vol. XCIV. No. 2144 (February 26). Р. 77–78.
46. Key industries policy vindicated. The Chemist and Druggist. 1939. Vol. CXXXI. No. 3109 (September 9). Р. 285–286.
47. Kohlmann T. European leaders weigh nationalization options. URL: dw.com/en/coronavirus-forces-eu-leaders-to-weigh-nationalization-options/a-52838689
48. Крехівський О.В., Саліхова О.Б. Повоєнна модернізація промисловості: зовнішні та внутрішні ресурси. Зовнішня торгівля: економіка, фінанси, право. Серія: Економічні науки. 2022. № 6. С. 101–121. doi.org/10.31617/3.2022(125)07
49. Геєць В.М. Інституційна обумовленість інноваційних процесів у промисловому розвитку України. Економіка України. 2014. № 12. С. 4–20.
50. Саліхова О.Б., Крехівський О.В. Адресний підхід у реалізації державної промислової політики України в умовах зростаючої залежності від імпорту. Статистика України. 2021. № 2. С. 46–57. doi.org/10.31767/su.2(93)2021.02.05
51. Саліхова О.Б., Крехівський О.В. Новий механізм державної підтримки технологічних інновацій для розвитку промисловості. Статистика України. 2018. № 2. С. 30–35. doi.org/10.31767/su.2(81)2018.02.04
52."Укроборонпром" збудує боєприпасний завод спільно з країною – членом НАТО. URL: defence-ua.com/news/ukroboronprom_zbuduje_bojepripasnij_zavod_spilno_z_krajinoju_chlenom_nato-8995.html
53. Carr Francis H. Synthetic Organic Drugs. Their Manufacture as Affected by the War. Abstract of a Paper read before a Congress of the Society of Chemical Industry on July 20, 1916 / F.I.C. The Chemist and Druggist. 1916. Vol. IXXXVIII. No. 1905 (July 29). Р. 778–779.
№ 2/2023
САЛИХОВА Елена Борисовна1, КРЕХИВСКИЙ Олег Владимирович2
1ГУ “Институт экономики и прогнозирования НАН Украины“
2Секретариат Кабинета Министров Украины
Foreign investment: a panacea or a threat
Ekon. prognozuvannâ 2023; 2:8-32 | https://doi.org/10.15407/eip2023.02.008 |
АННОТАЦИЯ ▼
The resources of Ukrainian industry were already depleted prior to the start of Russia’s large-scale military aggression in February 2022; while the forthcoming physical destruction of manufacturing facilities and infrastructure, and the migration of qualified personnel and promising innovators further worsened the situation. Before the outbreak of war, only individual manufacturers of technologically complex products had research units, made innovation, and were able to compete in international markets. Some industries were only based on one or two companies, who mastered unique high-tech competence; these manufacturers paid taxes to budgets of all levels; provided employment, and helped to improve incomes and social stability.
At present, the resources possessed by Ukraine’s private sector are critically low; so the country’s leaders are pinning their hopes on foreign investment as a means to solve the complex postwar issues such as the restoration of basic conditions for economic growth, the promotion of stability and the creation of an enabling environment for sustainable development. The goal of the article is to demonstrate some historical examples as to the obstacles and threats of foreign direct investment for host countries, which Ukraine may face in its post-war economic recovery.
The author reveals that the foreign investments along with the well-known positive side, also have a lesser known negative side. The paper shows that transnational corporations as major investors, having economic power and political influence, have the potential not only to speed up but also to slow down the development of the host country’s companies, which can have an adverse impact on business results and lead to significant problems including the denationalization of assets, loss of technological competencies and industries, increased external dependence, and various threats to national security and economic sovereignty.
On the example of the pharmaceutical industry in Mexico, which appeared and started actively developing after the end of World War II, the key challenges and threats (caused by denationalization and transfer of production control to foreign business) are shown. The author formulates the basic warnings for Ukraine. It is substantiated that the determining factor whether foreign investment will stimulate economic modernization and structural changes or will slow down the country’s development, lead to de-industrialization, and denationalization of the economy and mass unemployment is the extent to which that investment will be integrated by the Government into national development plans, also to what extent the absorption potential of domestic economic entities will be able to implement investments and ensure their maximum effects.
Ключевые слова:: post-war economic recovery, foreign direct investment, transnational corporations, industry, denationalization
Статья на украинском языке (cтр. 8 - 32) | Загрузить | Загрузок : 97 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼
2. Крючкова І.В. Макроструктурні чинники інвестиційних криз в економіці України впродовж 1991–2015 рр. Економіка і прогнозування. 2016. № 1. С. 23–40.
doi.org/10.15407/eip2016.01.023
3. Штепенко К.П., Забураєва О.Ю. Аналіз прямих іноземних інвестицій в економіку України та передумови необхідності їх залучення. Ефективна економіка. 2019. № 5. URL: www.economy.nayka.com.ua/?op=1&z=7040 (дата звернення – 28.06.2023). doi.org/10.32702/2307-2105-2019.5.34
4. Кузнєцова Л.І. Структурні індикатори моніторингу макроекономічних дисбалансів в інвестиційній сфері України. Економіка і прогнозування. 2019. № 4. С. 56–69. doi.org/10.15407/eip2019.04.056
5. Гаркавенко В.І., Єршова Г.В Вплив іноземного капіталу на економічний розвиток України. Економіка і прогнозування. 2020. № 1. С. 47–62.
doi.org/10.15407/eip2020.01.047
6. Сіденко В.Р. Регулювання платіжного балансу країни в умовах глобальної нестабільності. Економіка і прогнозування. 2014. № 3. С. 7–19.
7. Кіндзерський Ю.В. Деструктиви промислової політики в Україні та можливості їх подолання. Економіка України. 2012. № 12. С. 4–16.
8. Gereffi G. Drug Firms and Dependency in Mexico: The Case of the Steroid Hormone Industry. International Organization. Winter, 1978. Vol. 32, No. 1: Dependence and Dependency in the Global. Р. 237–286. URL: www.jstor.org/stable/2706200;
doi.org/10.1017/S002081830000391X
9. Gereffi G. The Pharmaceutical Industry and Dependency in the Third World. Princeton University Press, 2017. 306 р.
10. Саліхова О.Б., Гончаренко Д.О. Фармацевтична індустрія Мексики: урок для України. Зовнішня торгівля: економіка, фінанси, право. 2020. № 4. С. 47–69. doi.org/10.31617/zt.knute.2020(109)04
11. Godinez Resendiz R., Aceves Pastrana P. El surgimiento de la industria farmacéutica en México (1917–1940). Rev. mex. cienc. farm, Ciudad de México. 2014, Vol. 45, N. 2. Р. 55–68.
12. Hernandez‐Garcia Yoscelina I., & Chamizo José Antonio, & Kleiche‐Dray Mina, & Russell Jane M. The scientific impact of mexican steroid research 1935–1965: A bibliometric and historiographic analysis. Journal of the Association for Information Science & Technology / Association for Information Science & Technology. 2016. Vol. 67(5). Р. 1245–1256.
13. Brodovsky J. La industria farmacéutica y farmoquímica mexicana en el marco regulatorio de los años noventa. Santiago: CEPAL. 23 р.
14. Wonder Drugs: hearings before the United States Senate Committee on the Judiciary, Subcommittee on Patents, Trademarks, and Copyrights, Eighty Fourth Congress, second session, on July 5–6, 1956. Washington: U.S. G.P.O., 1957. 151 р.
15. Report of the committee on foreign relations on Executive I, Eighty-fifth Congress, First Session. United States Government Printing Office, June 14, 1957. 139 р.
16. Report of the Committee on the Judiciary, United States Senate, made by its Subcommittee on Antitrust and Monopoly, pursuant to S. Res. 52, Eighty-seventh Congress, first session, together with individual views to study the Antitrust laws of the United States, and their administration, interpretation, and effect. Study of administered prices in the drug industry. Washington: U.S. Govt. Print. Off, 1961. 374 р.
17. Richard S., Mueller W. F. Multinational Corporations in Brazil and Mexico: Structural Sources of Economic and Noneconomic Power: Report to the Subcommittee on Multinational Corporations of the Committee on Foreign Relations. Washington: U.S. Government Printing Office, 1975. 212 р. URL: www.econbiz.de/Record/multinational-corporations-in-brazil-and-mexico-structural-sources-of-economic-and-noneconomic-power-newfarmer-richard/10000325893
18. Guzmán А., Guzmán M. V. ¿Poseen capacidades de innovación las empresas farmacéuticas de América Latina? La evidencia de Argentina, Brasil, Cuba y México. Economía: teoría y práctica. 2009. Especial Vol. 1, Is. 1.Р. 131–173. doi.org/10.24275/ETYPUAM/NE/E012009/Guzman
19. Саліхова О.Б. Від аграрної до високотехнологічної держави. Уроки інтеграції Південної Кореї у світову економіку. Стратегія розвитку України (економіка, соціологія, право). 2012. № 1. С. 217–227.
20. Саліхова О., Бак Г. Стратегії азійських країн з розбудови національної промисловості через залучення технологій ТНК. Зовнішня торгівля: економіка, фінанси, право. 2014. Вип. 3. С. 30–40.
21. Крехівський О.В., Саліхова О.Б. Повоєнна модернізація промисловості: зовнішні та внутрішні ресурси. Зовнішня торгівля: економіка, фінанси, право. Серія: Економічні науки. 2022. № 6. С. 101–121. doi.org/10.31617/3.2022(125)06
22. Саліхова О.Б., Бак Г.О. Розбудова механізму управління залученням іноземних технологій для інноваційного розвитку економіки України. Наука та наукознавство. 2016. № 3. С. 18–30. dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/132279/02-Salikhova.pdf?sequence=1
Календарь событий
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |