Статьи автора : Лигоненко Лариса Александровна№ 3/2021
Экономика в условиях современных трансформацийЛИГОНЕНКО Лариса Александровна1, МИСИЛЮК Влада Сергеевна 2
1ГВНЗ “Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана"
2ГВНЗ “Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана"
КОРПОРАТИВНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СОСТОЯНИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
АННОТАЦИЯ ▼
Статья посвящена исследованию актуальных вопросов развития организационного дизайна внутреннего корпоративного предпринимательства в украинских бизнес-организаций. Обоснованное проектирование организационного дизайна корпоративного предпринимательства обеспечивает ускорение инновационных процессов, повышает их эффективность, позволяет выявить и активизировать новые точки роста существующей бизнес-организации и процесс создания новых бизнесов. Разработка организационных структур, определение их функций, описание процессов, а также формальных отношений, которые смогут способствовать разработке и внедрению внутренних инновационных инициатив корпоративных предпринимателей приобретает для украинского бизнеса все большую актуальность. С целью эмпирического исследования существующих практик организационного дизайна корпоративного предпринимательства в украинских бизнес-организациях было проведено анкетирование работников и менеджеров организаций с использованием сервиса Google forms по специально разработанной карте исследования и анкетной форме. Результаты проведенного исследования показали, что в украинских бизнес-организациях имеются и распространены структуры, процессы, системы и нормы, которые направляют и предоставляют корпоративным предпринимателям возможность инициировать и предоставлять на рассмотрение руководства разнообразные предпринимательские идеи, инициативы и проекты, которые касаются усовершенствования разных аспектов деятельности их организаций. Это позволяет гибче и эффективнее использовать разнообразные организационные и рыночные возможности. В то же время организационный дизайн корпоративного предпринимательства большинства украинских бизнес-организаций еще не имеет целостности, что блокирует быструю разработку инноваций внутренними венчурными командами и их трансформацию в ценность для бизнеса. Угроза такого состояния заключается в том, что потенциальные корпоративные предприниматели, не имея возможностей для реализации своих предпринимательских идей внутри существующей организации, могут уволиться и создать собственный бизнес. Следствием такой ситуации становится не только потеря работника, части клиентской базы, а также корпоративных знаний, но и появление мощного амбициозно настроенного и подготовленного конкурента. Практическая ценность проведенного исследования заключается в получении эмпирической информации относительно состояния внедрения системы корпоративного предпринимательства в украинских бизнес-организациях и идентификации распространенных параметров его организационного дизайна, в частности таких как : качество внутреннего организационного климата и кадрового потенциала для осуществления процесса корпоративного предпринимательства, разработка и внедрение программ корпоративного предпринимательства, механизмов финансирования внутренних предпринимательских инициатив работников, правового обеспечения корпоративного предпринимательства, системы стимулирования и вознаграждения внутреннего предпринимательского поведения работников, модели распределения информации и организационных форм корпоративного предпринимательства.
Полученные результаты могут служить информационной базой для разработки рекомендаций относительно развития целостного и эффективного организационного дизайна корпоративного предпринимательства, направленного на содержание и развитие корпоративных предпринимателей, поддержку и реализацию их внутренних предпринимательских инициатив.
Ключевые слова:корпоративное предпринимательство, корпоративный предприниматель, организационный дизайн, инновации, предпринимательская деятельность
Статья на украинском языке (cтр. 131 - 154) | Загрузить | Загрузок : 708 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼
1. Wolcott II R.C., Lippitz M.J. Grow from within: Mastering corporate entrepreneurship and innovation. McGraw-Hill Education, 2009.
2. Garrett R.P., Covin J.G. A model of corporate entrepreneurship as a strategic adaptation mechanism. Entrepreneurial Strategic Processes. Emerald Group Publishing Limited, 2007.
doi.org/10.1016/S1074-7540(07)10002-7
3. Handbook of research on corporate entrepreneurship / Zahra S.A., Neubaum D.O., Hayton J.C. (Eds.). Edward Elgar Publishing, 2016.
doi.org/10.4337/9781785368738
4. Zhao W., Liu, W., Chen, Y. Internal fission strategies in corporate entrepreneurship: a case study in China. Sustainability. 2019. № 11(19). Р. 5275.
doi.org/10.3390/su11195275
5. Shin B.Y., Cho, K.T. The evolutionary model of corporate entrepreneurship: a case study of Samsung Creative-Lab. Sustainability. 2020. № 12(21). Р. 9042.
doi.org/10.3390/su12219042
6. Maine E. Radical innovation through internal corporate venturing: Degussa's commercialization of nanomaterials. R&D Management. 2008. №38(4). Р. 359–371.
doi.org/10.1111/j.1467-9310.2008.00521.x
7. Dos Santos R., Spann M. Collective entrepreneurship at Qualcomm: combining collective and entrepreneurial practices to turn employee ideas into action. R&D Management. 2011. №41(5). Р. 443–456.
doi.org/10.1111/j.1467-9310.2011.00660.x
8. Zimmerman J. Corporate entrepreneurship at GE and Intel. Journal of Business Case Studies (JBCS). 2010. №6(5).
doi.org/10.19030/jbcs.v6i5.902
9. Burgelman R.A. Designs for corporate entrepreneurship in established firms. California management review. 1984. №26(3). Р. 154–166.
doi.org/10.2307/41165086
10. Burgelman R.A. Managing the new venture division: Research findings and implications for strategic management. Strategic Management Journal. 1985. №6(1). Р. 39–54.
doi.org/10.1002/smj.4250060104
11. Chesbrough H. Designing corporate ventures in the shadow of private venture capital. California Management Review. 2000. №42(3). Р. 31–49.
doi.org/10.2307/41166041
12. Hornsby J.S., Kuratko D.F., Holt D.T., Wales W.J. Assessing a measurement of organizational preparedness for corporate entrepreneurship. Journal of Product Innovation Management. 2013. №30(5). Р. 937–955.
doi.org/10.1111/jpim.12038
13. Hornsby J.S., Kuratko D.F., Zahra S.A. Middle managers' perception of the internal environment for corporate entrepreneurship: assessing a measurement scale. Journal of business Venturing. 2002. №17(3). Р. 253–273.
doi.org/10.1016/S0883-9026(00)00059-8
14. Chen J., Zhu Z., Anquan W. A system model for corporate entrepreneurship. International Journal of Manpower. 2005. №26(6). Р. 529–543.
doi.org/10.1108/01437720510625449
15. Kelley D. Sustainable corporate entrepreneurship: Evolving and connecting with the organization. Business Horizons. 2011. №54(1). Р. 73–83.
doi.org/10.1016/j.bushor.2010.09.003
16. Hartmann P. New business creation: Systems for institutionalized radical innovation management. Springer, 2014.
doi.org/10.1007/978-3-658-06047-3
17. Shirokova G.V., Ezhova Y.S. The Development of Corporate Entrepreneurship System in Russian Company: Creation, Evolution and Perspective. Russian Management Journal. 2012. №10(1). Р. 117–140. URL:
rjm.spbu.ru/article/view/304
18. Hisrich R.D. Advanced introduction to corporate venturing. Edward Elgar Publishing, 2016.