№ 2019/3
Обзоры зарубежной практики КОРАБЛИН Сергей Александрович1
1ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»
Китай: инвестиционные амбиции, ограничения и возможности
АННОТАЦИЯ ▼
Рассмотрены финансовые аспекты реализации международной инициативы Китая "Один пояс, один путь". Продемонстрированы впечатляющие успехи Китая за последние 30 лет, благодаря которым страна превратилась в крупнейшего глобального экспортера и инвестора, получив при этом статус второй в мире по объему национального ВВП и импорта. Указанные изменения осуществлялись на фоне стремительных темпов экономического роста и глубоких структурных реформ, которые сопровождались увеличением производства и экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости. В таких условиях страна естественно пытается переориентировать глобальную экономическую систему таким образом, чтобы та была более благоприятной для реализации экономических, финансовых и политических интересов именно Китая. Ключевым практическим инструментом претворения такого плана выступает инициатива "Один пояс, один путь", которая должна обеспечить одновременный доступ страны к: (а) западным технологиям, (б) глобальным рынкам сырья и (в) инфраструктурным мощностям, которые должны максимально упростить поставки китайской продукции во все уголки мировой экономики. Однако такой амбициозный план требует чрезвычайных финансовых ресурсов. Несмотря на значительные международные резервы Китая (более 3 трлн долл. США), их объема недостаточно для решения этой задачи. Тем более, что сама страна требует дальнейшего освоения иностранных инвестиций и технологий вследствие относительно невысокого уровня фондовооруженности своей рабочей силы. Решить эту дилемму Китай сможет, если ему удастся сформировать систему "встречных инвестиций" – притягивать и осваивать иностранные инвестиции технологически более развитых стран, которые реализуются в мировых резервных валютах, и осуществлять собственные зарубежные капиталовложения в юанях, предлагая их потребителям связанные поставки собственной продукции несколько более низкой технологической сложности, нежели та, которую он сам получает от иностранных инвесторов.
Ключевые слова: Китай, инициатива "Один пояс, один путь", чистая международная инвестиционная позиция
Статья на украинском языке (cтр. 138 - 157) | Загрузить | Загрузок : 679 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼
1. Chatzky Andrew, McBride James. China's Belt and Road Initiative. URL:
www.cfr.org/backgrounder/chinas-massive-belt-and-road-initiative (дата звернення May 21, 2019).
2. World Bank. 2019. Belt and Road Economics: Opportunities and Risks of Transport Corridors. Washington, DC: World Bank. Р. 3–9. doi:
doi.org/10.1596/978-1-4648-1392-4_ov
3. What does the One Belt One Road Do for China? The Economic and Political Weekly. 2019, May 28. URL:
www.epw.in/engage/article/what-does-one-belt-one-road-do-china-bri
4. Kuo Lily, Kommenda Niko. What is China's Belt and Road Initiative? The Guardian. 2018, July. URL:
www.theguardian.com/cities/ng-interactive/2018/jul/30/what-china-belt-road-initiative-silk-road-explainer
5. Funaiole Matthew, Hillman Jonathan. China's Maritime Silk Road Initiative. March 2018. Р. 2. URL:
csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/publication/180717_FunaioleHillman_ChinaMaritimeSilkRoad.pdf
6. Belt and Road Interim Report – Tracking evolving scope, discovering expanding opportunities / ICBC Standard Bank. April 2018. Р. 6. URL:
v.icbc.com.cn/userfiles/Resources/ICBC/haiwai/StandardBank/Download/2019/InauguralWhitepapers3.pdf
7. Chang Felix K. Unequal Sequel: China's Belt and Road Initiative. URL:
www.fpri.org/article/2019/08/unequal-sequel-chinas-belt-and-road-initiative/
8. China Power Team. How will the Belt and Road Initiative advance China's interests? China Power. 2017, May 8. URL:
chinapower.csis.org/china-belt-and-road-initiative/ (дата звернення October 18, 2019).
9. Up and running? Opportunity and risk along China's Belt and Road Initiative. The Economist Intelligence Uni. July 2017. Р. 14. URL:
www.sbf.org.sg/images/2019/06-June/SRBF_2017_BRI_Business_Survey_Report_Up_and_Running_e-Version_Final.pdf
10. Suetyi Lai. Understanding Europe's Interest in China's Belt and Road Initiative. 2017, May 10. URL:
carnegieendowment.org/2017/05/10/understanding-europe-s-interest-in-china-s-belt-and-road-initiative-pub-69920
11. China's "maritime road" looks more defensive than imperialist. Economist. 2019, September 28. URL:
www.economist.com/graphic-detail/2019/09/28/chinas-maritime-road-looks-more-defensive-than-imperialist
12. China's belt-and-road plans are to be welcomed – and worried about. Economist. 2018, July 26. URL:
www.economist.com/leaders/2018/07/26/chinas-belt-and-road-plans-are-to-be-welcomed-and-worried-about
13. Economic and Trade Cooperation under the Belt and Road Initiative: Retrospect and Prospect. Conference Handbook. Beijing, 2019, May 20. P. 92.
14. China tries to calm jitters about the "Belt and Road" initiative. Economist. 2019, April 25. URL:
www.economist.com/china/2019/04/25/china-tries-to-calm-jitters-about-the-belt-and-road-initiative
15. Rolland Nadège. A Concise Guide to the Belt and Road Initiative. 2019, April 11. URL:
www.nbr.org/publication/a-guide-to-the-belt-and-road-initiative/
16. Wuthnow Joel. Chinese Perspectives on the Belt Road Initiative: Strategic Rationales, Risks, and Implications. China Strategic Perspective / National Defense Institute for National Strategic Studies; Center for the Study of Chinese Military Affairs. October 2017. No. 12. Washington, D.C.: University Press. P. 27–28.
17. Freeman Chas W., China Jr. and the Economic Integration of Europe and Asia. Remarks to the Summer Roundtable of the Pacific Pension Institute. URL:
www.mepc.org/speeches/china-and-economic-integration-europe-and-asia