№ 2019/1
Рынок: прогноз и конъюнктураОСИПОВ Владимир Николаевич1, НЕКРАСОВА Любовь Аркадьевна2
1Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины
2Одесский национальный политехнический университет
Оценка конкурентоспособности винодельческого предприятия как инструмент управления его развитием
АННОТАЦИЯ ▼
Раскрыта суть авторского подхода и методического инструментария оценки конкурентоспособности предприятия на определенной фазе его экономического развития с учетом комплекса показателей, которые характеризуют все направления деятельности предприятия и формируют уровень его конкурентоспособности. Авторами обобщены методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия. Предлагаемое сочетание интегрального и матричного подходов существенно расширяет методические возможности оценки, позволяет более глубоко обосновывать состав управленческих решений по обеспечению развития предприятия. Проанализировано современное состояние винодельческой отрасли Украины, в том числе факторы, сдерживающие ее развитие, и предпосылки для будущего роста. В статье приводятся результаты апробации методического инструментария на примере пяти винодельческих предприятий Одесской и Николаевской областей. На основе данных экспертного анализа и финансовой отчетности построены профили конкурентных преимуществ предприятий и дана оценка величины их потенциала по элементам: "производство, распределение и сбыт продукции", "организационная структура и менеджмент", "маркетинг" та "финансы". Произведен расчет единичных показателей конкурентоспособности продукции дифференциальным методом, затем определены нормированные значения экономических показателей и рассчитан интегральный показатель конкурентоспособности. Объединение оценки конкурентоспособности и стадии жизненного цикла дало возможность отобразить позицию каждого из винодельческих предприятий Одесской области в матрице комплексного оценивания уровня конкурентоспособности и предложить траекторию развития. Выявлены резервы и разработаны соответствующие рекомендации относительно поведения винодельческих предприятий и необходимых организационных изменений для повышения устойчивости развития и конкурентоспособности.
Ключевые слова: стратегия развития, оценка конкурентоспособности винодельческого предприятия, конкурентоспособность продукции, модель ADL, квадрат конкурентных возможностей, конкурентные преимущества
Статья на украинском языке (cтр. 109 - 127) | Загрузить | Загрузок : 1567 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼
1. Гончарук А.Г., Аслаханов І.А. Управління ефективністю діяльності підприємств виноробної галузі. Економіка харчової промисловості. 2014. № 1(21). С. 25–29.
2. Ткаченко О.Б., Волошина Т.Н., Тринкаль О.В. Изучение конъюнктуры рынка производства виноградных вин в Украине. Економіка харчової промисловості. 2013. № 3(19). С. 49–54.
3. Державний комітет статистики. 2016. URL:
www.ukrstat.gov.ua/
4. Яблонська Н.В., Крупіна С.В. Проблеми підвищення конкурентоспроможності підприємств виноробної галузі України. Інфраструктура ринку. 2018. № 16. С. 147–150.
5. Гончаров В. Аналіз існуючих підходів і методів до оцінки конкурентоспроможності промислового підприємства. Луганськ, 2006. URL:
experts.in.ua/baza/analitic
6. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. Москва: ЦЭИМ, 2001. 207 с.
7. Ансофф И. Стратегическое управление. Москва: Экономика, 1989. 519 с.
8. Іванов Ю.Б. Теоретичні основи конкурентної стратегії підприємства: монографія. Харків: ВД "ІНЖЕК", 2006. 383 с.
9. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2005. 234 с.
10. Саєнко М.Г. Стратегія підприємства. Тернопіль: Економічна думка, 2006. 390 с.
11. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. Москва: ИД "Вильямс", 2007. 928 с.
12. Шершньова З.Є. Стратегічне управління. Київ: КНЕУ, 2004. 699 с.
13. Некрасова Л.А., Некрасова К.І. Аналіз та перспективи розвитку підприємств виноробної галузі в Україні. Причорноморські економічні студії. 2016. Вип. 6. С. 83–87.
14. Осипов В., Осипова Л. Виноградарство та виноробство України. Сучасний стан, проблеми, тенденції розвитку. Економіст. 2015. № 5. С. 28–31.
15. Бельтюков Є.А., Некрасова Л.А. Конкурентна стратегія підприємства: сутність та формування на основі оцінки рівня конкурентоспроможності. Економіка: реалії часу. 2014. № 2(12). С. 6–13.
16. Павлова В.А. Конкурентоспроможність підприємства: оцінка та стратегія забезпечення: монографія. Дніпро: ДУЕП, 2006. 276 с.