НА ГЛАВНУЮ | |
№ 1/2014
ПОДОЛЕЦ Роман Здиславович1, ДЯЧУК Александр Анатолиевич2, ЮХИМЕЦ Роман Сергеевич3
1ГУ "Институт экономики и прогнозирования НАН Украины"
2ГУ "Институт экономики и прогнозирования НАН Украины"
3ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»
Особенности ценообразования в международной торговле природным газом
Ekon. prognozuvannâ 2014; 1:53-66 |
АННОТАЦИЯ ▼
Исследованы характер и обусловленность существующей практики формирования цен в международной торговле природным газом по долгосрочным контрактам и на спотовых рынках. Показаны направления трансформации формульного ценообразования в странах Европы и определены ценовые риски обеспечения природным газом отечественных потребителей в результате имплементации Украиной международных обязательств в энергетической сфере
Ключевые слова: природный газ, трансфертное ценообразование, европейский рынок газа, отечественный рынок газа, либерализация, долгосрочные газовые контракты, спотовые цены.
Статья на украинском языке (cтр. 53 - 66) | Загрузить | Загрузок : 803 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼
2. Petroleum&Other Liquids [Електронний ресурс] / US Energy Information Administration. – Доступний з : <www.eia.gov/petroleum/data.cfm>.
3. Energy Sector Inquiry [Електронний ресурс]. – Доступний з : <ec.europa.eu/competition/sectors/energy/inquiry/>.
4. Експорт-імпорт окремих видів товарів за країнами світу [Електронний ресурс] / Державна служба статистики України. – Доступний з : <ukrstat.gov.ua/>.
5. Розпорядження КМУ від 29 квітня 2013 р. № 327-р «Про затвердження прогнозного балансу надходження та розподілу природного газу в Україні на 2013 рік». [Електронний ресурс]. – Доступний з : <zakon4.rada.gov.ua/laws/show/327-2013-%D1%80>.
№ 1/2017
1ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»
Особенности введения тарифной модели 'вход-выход' на рынке природного газа Украины
Ekon. prognozuvannâ 2017; 1:128-145 | https://doi.org/10.15407/eip2017.01.128 |
АННОТАЦИЯ ▼
Исследована обусловленность формирования и условия функционирования рынка услуг по транспортировке природного газа в европейских государствах. Выделены основные функциональные особенности модели "вход-выход", определяющие эффективность ее внедрения в Украине. Рассмотрены особенности отечественного рынка природного газа, которые создают барьеры для результативного внедрения модели "вход-выход" и дальнейшей эффективной интеграции в единый европейский рынок.
Ключевые слова: рынок природного газа, транспортный оператор, модель &amp;quot;вход-выход&amp;quot;, долгосрочные транзитные договоры
Статья на украинском языке (cтр. 128 - 145) | Загрузить | Загрузок : 774 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼
2. Постанова Кабінету Міністрів України № 510 "Про вдосконалення державної політики у сфері регулювання діяльності з транспортування природного газу магістральними трубопроводами територією України". Офіційний вісник України. 2014. № 82. C. 28.
3. Директива 2003/55/ЄС "Про спільні правила для внутрішнього ринку приро-дного газу". Інформаційний бюлетень НКРЕ. 2005. № 3. C. 45.
4. Регламент 1775/2005 "Про умови доступу до систем транспортування приро-дного газу". Official Journal of the European Union. URL: www.energy-community.org/pls/portal/docs/36280.PDF
5. DNV Kema&Cowi: Study on Entry-Exit Regimesin Gas. Part B: Entry-Exit Market Area Integration. URL: ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/201307-entry-exit-regimes-in-gas-partb.pdf
6. Захманн Г., Рустер С. Удосконалення регулювання газотранспортної системи України шляхом впровадження правил Енергетичного Співтовариства – спе-ціально розроблена пропозиція. Презентація. Берлін/Київ: Інститут економічних досліджень та політичних консультацій, 2014. С. 21.
7. Чепелєв М.Г. Моделювання та оцінка економічних наслідків зміни політики субсидіювання на ринку природного газу України. Економіка промисловості. 2014. № 3. С. 25–42.
8. Судове рішення Європейського Суду European Commission v Slovak Republic (CaseC-264/09). URL: curia.europa.eu/juris/liste.jsf?language=en&num=C-264/09
9. Левицька І.О. Енергоефективність тарифоутворення енергопостачальних компаній. Економічні науки. Серія "Облік і фінанси". 2012. Вип. 9 (33). Ч. 4. С. 222–232.
10. Методологія застосування моделі RIIO. URL: www.ofgem.gov.uk/network-regulation-riio-model
11. Подолець Р.З. Газовий ринок у контексті геополітичних балансів. Віче. 2009. № 4. С. 8–12.
12. Закон України "Про ринок природного газу". Офіційний вісник України. 2015. № 37. С. 67.
13. Мережевий Кодекс механізмів розподілу пропускної здатності в газотранспортних системах ЄС 984/2013. Official Journal of the European Union. URL: eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2013:273:0005:0017:en:PDF
14. Європейська мережа операторів газотранспортних систем ENTSO-G Transparency Platform. URL: www.gas-roads.eu/point
15. Постанова НКРЕКП № 3158 "Про встановлення тарифів для ПАТ "Укртран-сгаз" на послуги транспортування природного газу транскордонними газоп-роводами для точок входу і точок виходу". URL: www.nerc.gov.ua/?id=18635
№ 1/2019
ПОДОЛЕЦ Роман Здиславович1, ЮХИМЕЦ Роман Сергеевич2
1ГУ "Институт экономики и прогнозирования НАН Украины"
2ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»
Альтернативные варианты введения транспортной тарифной модели «вход-выход» в Украине
Ekon. prognozuvannâ 2019; 1:86-108 | https://doi.org/10.15407/eip2019.01.086 |
АННОТАЦИЯ ▼
Соблюдение принципов свободного доступа к сетям на рыночных принципах, объективности отражения расходов системы, прозрачности и прогнозируемости работы участников рынка требует изменения правил тарифообразования на услуги транспортировки. Внедрение тарифной модели "вход-выход" призвано обеспечить достижение новых требований рынка и установления единых европейских правил ведения экономической деятельности. Изменение внутренней модели транспортировки газа обуславливает также изменение принципов тарифообразования на услуги, предоставляемые оператором ГТС. Отныне плату за услуги по транспортировке нужно брать не за протранспортированное расстояние, а за мощность во входных и выходных точках системы, причем продажа мощностей на входных и выходных точках осуществляется независимо. Это позволяет более объективно учитывать операционные издержки обслуживания системы и обеспечивать большую коммерческую вариативность в заказе системных услуг хозяйствующими субъектами.
Однако европейское законодательство не определяет единой типовой формы модели "вход-выход". В зависимости от технических особенностей сети и приоритетов национальной политики развития сектора каждая страна определяет для себя оптимальный вариант. В работе с использованием комплекса математических моделей нами были оценены последствия внедрения трех альтернативных вариантов тарифной модели по двум вариантам загруженности ГТС (оптимистический и пессимистический сценарии): полная модель "вход-выход", создание двух рыночных зон и модель "вход-выход" с долгосрочным бронированием. Результаты расчетов сравнивались с базовым сценарием, не предусматривающим изменения рыночной модели, а транзит газа при котором осуществляется в соответствии с условиями долгосрочных контрактов 2009 г.
В целом изменение модели обеспечения транспортных услуг на рынке газа должно привести к кардинальным институциональным изменениям контрактных отношений между всеми субъектами рынка и, собственно, самих принципов функционирования рынка.
Ключевые слова: рынок природного газа, транспортный оператор, модель &quot;вход-выход&quot;, долгосрочные транзитные договоры
Статья на украинском языке (cтр. 86 - 108) | Загрузить | Загрузок : 764 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼
2. International Energy Outlook 2016 / U.S. Energy Information Administration. URL: www.eia.gov/outlooks/ieo/nat_gas.cfm
3. Третій енергетичний пакет. Official Journal of the European Union. URL: www2.nationalgrid.com/UK/Industry-information/Europe/Third-energy-package/
4. Статистика постачання / офіційний сайт ПАО "Газпром". URL: www.gazpromexport.ru/statistics/
5. International Energy Outlook 2016 / U.S. Energy Information Administration. URL: www.eia.gov/outlooks/ieo/nat_gas.cfm
6. EU Reference Scenario 2016 Energy, Transport and GHG Emissions Trends to 2050 / Енергетична Комісія. URL: ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/ref2016_report_final-web.pdf
7. Лінчевський М.П., Луцик О.Е., Лінчевська Н.М. Аналіз методик, що застосовуються при розрахунку тарифів на транзит та транспортування газу в країнах ЄС та Україні. Науковий вісник ІФНТУНГ. 2012. № 2(32). С. 10–17.
8. Кодекс газотранспортної системи. Принципи взаємодії з оператором ГРС. Пре-зентація Укртрансгазу. URL: www.google.com.ua/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwisz5y0i9vUAhXrJJoKHcEdAMEQFgglMAA&url=http%3A%2F%2Futg.ua%2Fimg%2Fmenu%2Fbusinessinfo%2Fprinciples%2FDSO%2FCode-netw-DSO.pptx&usg=AFQjCNE13vIQvV2TmmCvXMVo5kfpa6XezQ
9. Типовий договір на транспортування. URL: www.nerc.gov.ua/index.php?id=18033
10. Павлова С.І., Юхимчук І.О. RAB-Регулювання тарифів як метод підвищення інвестиційної привабливості підприємств енергетичної галузі. Вісник ЖДТУ. 2010. № 3(53). С. 278–281.
11. Звітність ПАТ "Укратрансгаз". URL: utg.ua/utg/about-company/reports.html
12. Звітність НАК "Нафтогаз України". URL: www.naftogaz.com/www/3/nakweb.nsf/0/9B0566E71C6B0F9CC2257EDD006E558B?OpenDocument&Expand=2&
13. Постанова Національної комісії, що здійснює державне регулювання у сферах енергетики та комунальних послуг "Про затвердження Плану розвитку газотранспортної системи ПАТ "Укртрансгаз" на 2016–2025 роки" від 24.03.2016 р. № 389. URL: h8.nerc.gov.ua/?id=19543
14. Макропрогноз розвитку економіки України у 2018–2021 рр. / ДУ "Інститут економіки та прогнозування НАН України". URL: ief.org.ua/?p=6317
15. Постанова Національної комісії, що здійснює державне регулювання у сфері енергетики та комунальних послуг "Про затвердження порядку визначення регуляторної бази активів суб'єктів природних монополій у сфері електроенергетики" від 11.07.2013 р. № 899. Офіційний вісник України. 2013. № 60. С. 238.
16. Юхимець Р.С. Особливості запровадження тарифної моделі "вхід-вихід" на ринку природного газу України. Економіка і прогнозування. 2017. № 1. С. 128–145. doi: doi.org/10.15407/eip2017.01.128
17. Енергетична безпека та стабільність транзиту в ЄС вимагають прозорих правил / офіц. сайт Кабінету Міністрів України. URL: www.kmu.gov.ua/control/publish/article?art_id=247520638
18. Energy charter: Transit Protocol. URL: www.energycharter.org/what-we-do/trade-and-transit/transit-protocol/
19. Артус М.М. Формування механізму ціноутворення в умовах ринкової економіки: монографія. Тернопіль: Економічна думка, 2002. 353 с.
20. Вітренко Ю.Ю. Економічне обґрунтування розрахунку ставки транзиту газу та вартості імпортного газу. Дзеркало тижня. 2008. № 2. С. 15–16.
21. Подолець Р.З., Дячук О.А., Чепелєв М.Г. Інтегрований підхід до моделювання розвитку енергетичної системи України. Вісник Інституту економіки та прогнозування. 2015. С. 50–59.
22. Чепелєв М.Г. Моделювання та оцінка економічних наслідків субсидіювання побутових споживачів енергетичних ресурсів: дис. канд. екон. наук: 08.00.11 / ДУ "Інститут економіки та прогнозування НАН України". Київ, 2015. 266 с. С. 195–230.
23. Чепелєв М.Г. Моделювання та оцінка економічних наслідків зміни політики субсидіювання на ринку природного газу. Економіка промисловості. 2014. № 3. С. 25–42.
24. Чепелєв М.Г. Моделювання та оцінка економічних наслідків зміни тарифної політики в електроенергетиці України. Економіка і прогнозування. 2014. № 1. С. 121–138.
25. Trinh B., Phong N.V. A Short Note on RAS Method. Advances in Management & Applied Economics. 2013. Vol. 3, No. 4. P. 133–137. URL: www.scienpress.com/Upload/AMAE/Vol%203_4_12.pdf
26. Чепелєв М.Г., Юхимець Р.С. Оцінка наслідків впровадження тарифоутворюючої системи "вхід-вихід" на ринку природного газу України. Збірник тез доповідей Міжнародної науково-практичної конференції "Проблеми сталого розвитку економіки в умовах посилення глобалізаційних процесів". Полтава, 2017. С. 9–13.
№ 3/2019
1ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»
Влияние трансакционных расходов на трансформацию рынка природного газа Украины
Ekon. prognozuvannâ 2019; 3:60-77 | https://doi.org/10.15407/eip2019.03.060 |
АННОТАЦИЯ ▼
Стремление интегрироваться в европейскую модель развития обусловило добровольное принятие Украиной международных обязательств относительно трансформации институциональной среды по европейскому образцу как в экономической плоскости, так и в политической. В политическом смысле необходимые изменения и пути обеспечения межотраслевой сбалансированности часто воспринимались слишком упрощенно из-за отсутствия фундаментальных оценок последствий задекларированных секторальных реформ, в том числе для различных субъектов экономических отношений. Однако для энергетического сектора потребность его реформирования обуславливалась не только принятыми международными обязательствами, но и наличием внутренних проблем, накопленных за предыдущие годы, которые без применения системных изменений со временем становились бы барьерами для дальнейшего экономического развития государства. Основное содержание имплементации европейских директив в энергетическом секторе как раз и было нацелено на системное трансформирование экономических отношений за счет изменения правил функционирования рынка, что должно было способствовать решению основных кризисных проблем в различных сферах энергетического сектора. Существующей до последнего времени модели рынка природного газа Украины были присущи все недостатки дореформенного состояния рынков стран Европы: система тарифообразования не способствовала рациональному поведению потребителей, что усиливало давление на государственный бюджет; правила поставки не гарантировали предоставления надлежащего качества услуг; отсутствие достаточных инвестиций в газотранспортный сектор не предоставляло возможностей для расширенного воспроизводства основных фондов; сложившиеся правила транспортировки и распределения создавали барьер для свободного доступа к сетям третьих сторон и развития конкуренции в сегменте поставок.
Фактическая имплементация норм Второго и Третьего энергетических пакетов в газовом секторе началось с 2015 года с принятием Закона "О рынке природного газа", который предусматривает предоставление доступа независимым поставщикам к газотранспортной инфраструктуре, право конечных потребителей менять поставщиков, установление рыночного ценообразования и общую либерализацию экономических отношений на рынке. Поскольку накопленные проблемы предыдущей модели рынка природного газа были обусловлены неэффективностью функционирования институтов, в статье была предпринята попытка оценить эффективность процесса трансформации газового сектора и проанализировать результативность изменений на определенных сегментах рынка с позиции именно неоинституциональной теории и анализа трансакционных издержек.
Ключевые слова: рынок природного газа, трансакционные издержки, трансформация отраслевых рынков, либерализация
Статья на украинском языке (cтр. 60 - 77) | Загрузить | Загрузок : 519 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼
2. Коуз Р. Фирма, рынок и право / пер. с англ. Б. Пинскер; под. науч. ред. Р. Капелюшникова. Москва: Новое издательство, 2007. 224 с.
3. Пустовойт О.В. Інституційна природа економічних циклів. Досвід України: монографія / НАН України, ДУ "Інститут економіки та прогнозування НАН України". Київ, 2016. 388 с.
4. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, отношения, контрактация / пер. с англ. Санкт-Петербург: Лениздат; CEV Press, 1996. 702 c.
5. Архієреєв С.І. Державна трансакційна політика та структурні перетворення економіки України. Харків: Константа, 2006. 108 c.
6. Архієреєв С.І. Трансакційний сектор економіки України: монографія. Харків: Константа, 2003. 56 с.
7. Juris A. Market Development in the U.K. Natural Gas Industry. Washington D.C.: The World Bank Group, 1998. 48 p.
8. Річний звіт НКРЕКП 2015–2018. URL: www.nerc.gov.ua/index.php/map_9/data/filearch/Materialy_zasidan/data/filearch/Catalog3/Richnyi_zvit_NKREKP_2018.pdf
9. Казда С. Через 5 років аварійність розподільних газопроводів в Україні зросте в 10 разів. URL: 104.ua
10. Уильямсон О. Природа фирмы / под ред. О.И. Уильямсона и С.Дж. Уинтера. Москва: Дело, 2001. 360 c.
11. Інформаційний сайт газорозподільних компаній "104". URL: 104.ua/ua/gas/id/chto-takoe-proizvodstvenno-tehnologicheskie-poteri-25117
12. Рибіцький І.В., Трофімчук В.І. Енергозатратність газотранспортної системи (ГТС) України та основні чинники, які на неї впливають. Сучасні прилади, матеріали і технології для неруйнівного контролю і технічної діагностики машинобудівного і нафтогазопромислового обладнання: зб. матеріалів доп. 8-ої наук.-техн. конф. Івано-Франківськ: ІФНТУНГ, 2017. С. 169–171.
13. Zachmann Georg, Golovin Sergiy. Accounting for gas distribution losses – German Advisory Group. URL: www.beratergruppe-ukraine.de/wordpress/wp-content/uploads/2014/06/TN_02_2015_en.pdf
14. Архієреєв С.І. Розвиток трансакцій кредитування та заходи регулювання їх витрат в Україні. Харків: Константа, 2007. 152 с.
15. Юхимець Р.С. Особливості запровадження тарифної моделі "вхід-вихід" на ринку природного газу України. Економіка і прогнозування. 2017. № 1. С. 128–145. doi: doi.org/10.15407/eip2017.01.128
16. Williamson Oliver E. The New Institutional Economics: Taking Stock, Looking Ahead. Journal of Economic Literature. 2000. No. 38 (3). P. 595. doi: doi.org/10.1257/jel.38.3.595
17. Stigler George J. The process and progress of economics. Nobel Memorial Lecture by Graduate School of Business. University of Chicago, 8 December, 1982. 20 p.
18. Чепелєв М.Г. Моделювання та оцінка економічних наслідків зміни політики субсидіювання на ринку природного газу України. Економіка промисловості. 2014. № 3 (67). С. 32–40.
19. Державна служба статистики України. URL: www.ukrstat.gov.ua/
№ 1/2021
1ГУ «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины»
ДОЛГОВОЙ КРИЗИС НА РЫНКЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА УКРАИНЫ И ПУТИ ЕГО РЕШЕНИЯ
Ekon. prognozuvannâ 2021; 1:32-48 | https://doi.org/10.15407/eip2021.01.032 |
АННОТАЦИЯ ▼
Рассмотрены основные причины, обусловившие возникновение долгового кризиса на рынке природного газа Украины из-за накопления задолженности в газоснабжающих и газораспределительных предприятиях. Цель исследования заключается в выявлении основных предпосылок к формированию задолженности на различных сегментах при реформировании рынка природного газа путем выборочной имплементации требований европейского энергетического законодательства.
Украина, выбрав европейский вектор развития, заинтересована в рамках своих международных обязательств и евроинтеграционных стремлений отвечать требованиям европейской политики. Это обусловливает необходимость адаптации национальной институциональной среды с основными требованиями Второго и Третьего энергетических пакетов. Согласно имеющимся международным обязательствам на национальном рынке природного газа происходят значительные изменения в направлении либерализации и развития конкурентной среды. Вместе с тем, в сегменте розничного рынка и поставки природного газа бытовым потребителям необходимые изменения институциональной среды не наблюдались на протяжении долгого периода или принимались временные решения, не способствовали решению кризисных проблем сектора, а лишь замораживали существующую модель взаимоотношений между различными субъектами рынка. Нежелание реализовывать непопулярные решения в сфере поставок природного газа бытовым потребителям и попытки переложить рост стоимости тарифов газоснабжения для нужд населения на другие категории потребителей приводило к постоянному перераспределения монопольного влияния и накопления значительной задолженности между различными субъектами рынка.
Проведенный в статье анализ причин формирования задолженности между различными участниками на розничном сегменте рынка природного газа позволил выявить основные факторы такой задолженности: отсутствие достаточного уровня прозрачности в тарифообразовании на услуги поставки и транспортировки природного газа; отсутствие 100% учета для различных категорий потребителей, обусловливает необходимость установления норм потребления, что в дальнейшем становятся объектом значительных злоупотреблений; модель специальных обязанностей, которая, с учетом значительных объемов перераспределения природного газа, приводит к значительным искажениям на рынке; несовершенный подход начисления расходов газораспределительных предприятий в части температурных коэффициентов в тарифе при условии существования учета газа не в энергетических единицах, а в кубических метрах. На основе полученных результатов в статье даются рекомендации относительно реализации мероприятий, главной целью которых является устранение институциональных предпосылок, обусловливающих риски рыночных провалов, которые приводят к формированию задолженности.
Ключевые слова:рынок природного газа, бытовые потребители, газораспределительные предприятия, газоснабжающие предприятия, задолженность
Статья на украинском языке (cтр. 32 - 48) | Загрузить | Загрузок : 408 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ▼
2. Regulation (EC) No 1775/2005 of the European Parliament and of the Council of 28 September 2005 on conditions for access to the natural gas transmission networks. Official Journal of the European Union. URL: eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32005R1775
3. Третій Енергетичний Пакет. Official Journal of the European Union. URL: www2.nationalgrid.com/UK/Industry-information/Europe/Third-energy-package/
4. Інтеграційні фактори трансформації інституційного середовища та структури ринків енергоресурсів України: кол. моногр. / Подолець Р.З., Письменна У. Є. та ін.; за ред. канд. екон. наук Р.З. Подольця; НАН України, ДУ "Інситут економіки та прогнозування НАН України". Київ, 2017. 208 с.
5. Закон України "Про ратифікацію Протоколу про приєднання України до Договору про заснування Енергетичного Співтовариства" від 2011 р. № 24. URL: zakon.rada.gov.ua/laws/show/2787-17#Text
6. Закон України. "Про ратифікацію Угоди про асоціацію між Україною, з однієї сторони, та Європейським Союзом, Європейським співтовариством з атомної енергії і їхніми державами-членами, з іншої сторони". від 2014 р. № 40. URL: zakon.rada.gov.ua/laws/show/1678-18#n2
7. Закон України "Про ринок природного газу" від 2015 р. № 27. URL: zakon.rada.gov.ua/laws/show/329-19#Text
8. Звіт про результати діяльності НКРЕКП у 2019 році. URL: www.nerc.gov.ua/?id=51822
9. Офіційний сайт Регіональної газової компанії. URL: 104.ua/ua/rgc/id/regionalna-gazova-kompanija-9539
10. Офіційний сайт НАК “Нафтогаз України. URL: www.naftogaz.com/www/3/nakweb.nsf/0/3C668C575B741E89C225865C004B2095?OpenDocument&year=2021&month=01&nt=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8&
11. Постанова КМУ № 219 від 24 березня 1995 р. URL: zakon.rada.gov.ua/laws/show/219-95-%D0%BF#Text
12. Постанова КМУ № 619 від 8 червня 1996 р. URL : zakon.rada.gov.ua/laws/show/619-96-%D0%BF#Text
13. Закон України "Про забезпечення комерційного обліку природного газу" від 20.01.2018 р. URL: zakon.rada.gov.ua/laws/show/3533-17#Text
14. Проєкт постанови "Деякі питання споживання природного газу побуто-вими споживачами" / Міністерство енергетики та захисту довкілля України (Міністерство енергетики). URL: www.drs.gov.ua/wp-content/uploads/2020/05/3586.pdf
15. Актуалізація порівняльного аналізу розрахункових та фактичних витрат природного газу для побутових споживачів з метою визначення обґрунтованої кількості газу, що споживається без індивідуальних / УкрНДІінжпроет. 2019. URL: mineco.gov.ua/files/images/news_2020/06052020/ra-ramazanov-06052020/%D0%90%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%96%D0%B7%D0%B0%D1%86%D1%96%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%96%D0%B2%D0%BD%D1%8F%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%96%D0%B7%D1%83.pdf
16. Голяк Ю. Що не так з нормою споживання газу. Бізнес НВ. 2018. URL: nv.ua/ukr/biz/experts/shcho-ne-tak-z-normoyu-spozhivannya-gazu-2515828.html
17. Офіційний сайт Міністерства енергетики України. URL: mpe.kmu.gov.ua/minugol/control/publish/article?art_id=245481542
18. Постанова Національної комісії, що здійснює державне регулювання у сферах енергетики та комунальних послуг "Про затвердження Кодексу газорозподільних систем" від 30.09.2015 р. № 2494. URL: zakon.rada.gov.ua/laws/show/z1379-15#Text
19. Офіційний сайт Національної комісії, що здійснює державне регулювання у сферах енергетики та комунальних послуг. URL: www.nerc.gov.ua/?news=9681
20. Офіційний сайт Антимонопольного комітету України. URL: amcu.gov.ua/news/amku-oshtrafuvav-16-oblgaziv-na-278-mln-grn-ta-zobovyazav-porushnikiv-zdijsniti-pererahunok-pobutovim-spozhivacham
21. Офіційний сайт АТ “Укртрансгаз”. URL: utg.ua/utg/media/news/2020/06/ukrtransgaz-iniciyuvav-ponad-sto-sudovih-pozoviv-na-zagalnu-sumu-31-mlrd-grn-po-styagnennyu-borgiv-za-poslugi-balansuvannya-gazu.html
22. Постанова КМУ "Про внесення змін до деяких постанов Кабінету Міністрів України" від 18 січня 2021 р. № 25. URL: www.kmu.gov.ua/npas/pro-vnesennya-zmin-do-deyakih-postanov-kabinetu-ministriv-t180121
23. Проєкт Закону "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо запровадження на ринку природного газу обліку та розрахунків за обся-гом газу в одиницях енергії" від 06.12.2019 р. № 2553. URL: w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=67572
24. Юхимець Р.С. Вплив трансакційних витрат на трансформацію ринку природного газу України. Економіка і прогнозування. 2019. № 3. С. 60–77. doi.org/10.15407/eip2019.03.060
Календарь событий
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |